ПУБЛИКАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ, РОДИТЕЛЯМ, ОРГАНИЗАТОРАМ ТУРИСТИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ
05.06.2025
СТАТЬЯ "Туристско-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
05.06.2025
Что такое – Родина? И как
объяснить это маленькому человеку?
Как и за что её нужно
любить? Чтобы дать достойные ответы на такие вопросы, нужно самому ЛЮБИТЬ
Родину, уметь видеть вокруг прекрасное.
В
нашем дошкольном учреждении мной реализуется программа дополнительного
образования «Юный турист», которая включает такие вопросы, как воспитание
патриотизма у детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность.
Такая деятельность позволяет дошкольнику познать окружающий мир в процессе
тематических прогулок, экскурсий, походов и путешествий, лучше и наглядно
изучать свой район, город, край, страну, изучать духовно- нравственные традиции
своего народа. Это начало
патриотического воспитания.
Основные задачи
туристско-краеведческой деятельности представлены на слайде.
Перед каждым из нас рано или поздно встает
вопрос о выборе профессии. С детских лет я мечта быть геологом. Так и оказалась
на студенческой скамье горного института. Сколько практических знаний и умений
я обрела! Влюбилась в туристические походы, увлеклась познанием матушки
природы. Природа- это мой источник энергии, который дает мне новые идеи и
возможности их воплощения вместе с детьми. Во время походов, находясь на
природе по несколько дней, мне открываются скрытые и неожиданные для себя
качества и умения, проверяю свою физическую закалку, силу духа. В голове, как в
компьютере, происходит перезагрузка, переосмысление… идет саморазвитие… я
открываю себя с новой стороны…
В детский сад меня привела моя дочь, когда пошла в группу раннего возраста. Работа педагогом стала для меня образом жизни. Всегда реализую в своей группе все новое что увижу, что услышу, о чем прочитаю. Для меня самая лучшая награда – это восторг в глазах детей, их радостные улыбки от познания чего – то нового.
Одним из основных направлений развития
туристско- краеведческой деятельности считаю, сотрудничество с социальными
партнерами. Это взаимодействие учит меня и моих воспитанников осознанию своей
роли в обществе, оценке своих возможностей и активному образу жизни. Для меня
же совместная работа с детьми и родителями за пределами детского сада дает
вдохновение, помогает в решении проблем, и не заменимое знакомство и общение с разными
людьми. С младшего возраста посещаем с
родителями и воспитанниками экскурсии, выступаем на социальных мероприятиях таких
как: библиотека для слепых, Уктусский пансионат для престарелых. Активно участвуем
в благотворительных акциях различного уровня таких как: «Миска добра для
животных приюта», «Гуманитарная помощь для солдат СВО», «Экологическая акция
«Батарейки, сдавайтесь!» и другие.
Путешествуя, изучая свой город, район,
улицу, маленькие патриоты видят, что происходит в окружающем мире. Проходя по
родным местам, у ребёнка создаются более яркие, эмоциональные ощущения, в
памяти откладываются запоминающиеся образы; так ребенок видит то, чего не
увидит в книге. Ребенок становится более коммуникабелен, общителен, учится
общаться со сверстниками и взрослыми, формируется умение жить и работать в
одной команде, коллективе. Во время путешествий у ребёнка рождается любовь к
природе, уважение к окружающему миру. А самое главное ребёнок понимать Родину.
В процессе
тематических прогулок, экскурсий, походов дети изучают свою страну, трудовые,
боевые, духовно-нравственные традиции народа.
В туристско-краеведческой деятельности
заложены возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Совместные
прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны
общей целью, ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую
пользу он приносит. Совместная деятельность формирует в детях ценнейшие
морально-волевые качества. В походе складывается множество ситуаций для проявления
детской дружбы, отзывчивости, щедрости.
Все
мероприятия формируются с учётом климатических и погодных условий.
С родителями обсуждаются и принимаются
совместные решения. Родители с удовольствием помогают в подготовке ребёнка к
туристским прогулкам, активно принимают участие в их проведении. Изначально
информирую родителей о начале и правилах подготовки детей; даю советы,
рекомендации родителям по поддержанию единых требований к режиму дня,
проведению закаливающих мероприятий; как подготовить одежду и личное снаряжение
ребёнка для определенного вида прогулки выходного дня.
Планирую содержание и методику
подготовительной педагогической работы с детьми. Перед детьми должна быть
поставлена задача как можно лучше подготовиться к походу: больше знать, уметь и
быть готовым трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в
разнообразную увлекательную деятельность: двигательную, познавательную,
игровую, художественно-творческую. В ходе такой деятельности у дошкольников
формируются знания, умения и навыки, необходимые для туристских прогулок.
Обязательно учитываются возрастные
особенности при отборе содержания, форм и методов туристско-краеведческой
деятельности. Основными формами туристско-краеведческой деятельности дошкольников
являются тематическая прогулка, экскурсия, поход. Из методов воспитания большое
внимание уделяется игре, игровым приёмам как основе развития ребёнка в
дошкольном возрасте.
Основная форма познания
окружающего мира - наблюдение, экспериментально-исследовательская деятельность,
взаимодействие с природой. Подведение итогов каждого путешествия включает в
себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепку,
конструирование, создание фотоотчёта.
По многодневному походу на плато Мань-пупу-нёр
с родителями, был разработан проект и проведён ряд занятий, тренировок. Результатом
полученных впечатлений, знаний, умений, навыков стала сконструированная из
камней реконструкция природного объекта.
В
любое время года походы и экскурсии оказывают оздоровительный эффект,
получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также воздействия
на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Регулярные проведения
различных видов прогулок позволяют активизировать двигательный режим
дошкольников.
Детям старшего дошкольного возраста вполне
доступно овладение простейшими туристскими умениями и навыками, которые
значительно обогащают их двигательную деятельность и закладывают основу для
более серьёзных занятий туризмом в школьные годы. Опыт походной жизни формирует
у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение
ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костёр, оказывать первую
помощь пострадавшему). У детей воспитываются самостоятельность,
организованность, воля. Изучение основ спортивного ориентирования (знание
топографических знаков, движение по карте, работа с компасом) развивает все без
исключения психические процессы.
Походы в лес, на сплав, в пещеру- это всегда
положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и
способности в преодолении новых препятствий. Положительные эмоции, свежий
воздух, активность - важнейшие факторы оздоровления. Туризм является прекрасным
средством активного отдыха. Он формирует у детей умение интересно и содержательно
организовывать свой досуг.
В нашей копилке походы выходного дня такие
как:
·
Соколиный камень;
В походе участвовали 42 человека (дети и
родители). Целый день провели на природе. Варили пельмени, грели самовар и
играли в народные игры.
·
Карьер «Старая линза»;
·
Пещера Сказ;
Пещера Сказ на самом деле оказалась
сказочной. Море эмоций у детей и родителей. Летучие мыши, сталактиты и сталагмиты.
И конечно же костер.
·
Азов гора;
Гора для детей, по сказам Павла Бажова.
Нашли Хозяйку медной горы и уральские самоцветы. Любовались солнышком на
вершине и городом Полевской вдалеке.
·
Пикник Масленица.
Пикник наша традиция. Выбрали место на
лесной поляне, где есть костровище и горка. Прекрасное место для семейного
отдыха.
Сплавы по рекам Чусовой и Уфа были
незабываемыми. Мы рыбачили, купались, готовили обед. Дети повзрослели на глазах
и проявляли свои умения в новой среде для них.
В детском саду организовываю
тематические прогулки, такие как: экологическая тропа, идем в поход. Дети
активно помогают и участвуют в мероприятиях. Летом на участке строим вигвам и
тропу здоровья, разбиваем лагерь, ставим палатку, складываем макет костра,
изучаем его, имитируем огонь. Участок превращается в полосу препятствий с
беседой, трудовыми поручениями, игрой, отдыхом, развлечениями, получением новых
знаний.
Моя задача - воспитать в детях чувство
ответственности перед группой за своё поведение, понимания того, что от
поведения каждого зависит успех похода. Туристическая группа - это одна
команда. Постепенно, приобретая походный опыт, ребята начинают убеждаться в
том, что, когда они вместе, с ними ничего не случится. Девиз «Один за всех, все
за одного» становится общей идеей, которая объединяет группу в единый
коллектив.
В нашей группе созданы
мини-музеи (Волшебный мир деревьев, полевые цветы, семена, насекомые, Морские
дары). Идея создания музея пришла тогда, когда мы с детьми начали
коллекционировать минералы и камни с походов. Экспозиции, которых постоянно
дополняются находками детей: камнями, ракушками, насекомыми.
Походы
и экскурсии - это помощь мне в педагогической работе. Они вызывают живой
интерес у детей, помогают взрослым в общении с детьми, закладывают основы
патриотического воспитания. У моих воспитанников воспитывается чувство уважения
и гордости, любовь к Родине. Мой педагогический подход к детям через туристско-краеведческую
деятельность является инновационным направлением процесса воспитания и обучения.
Всегда стараюсь воплощать на практике
свои идеи и замыслы. В работе хочется показать детям всю красоту окружающего
мира, богатства родного края и Родины. Родители с воспитанниками охотно
подключаются к моим идеям. От этого появляются крылья, и я иду и открываю мир
для детей дальше…
Освоенные инновации в области
педагогики внедряю в не только работу с детьми и родителями, а также делюсь
приобретенным опытом с коллегами. Считаю, что нужно любить детей, быть для них
примером, давать им возможность участвовать во взрослых делах. Но также нужно
не забывать и самой учиться у них, включаться в детские виды деятельности,
чтобы не порвать «ниточку» между взрослым и ребенком.
И моя задача– научить малыша любить и беречь
Родину. Гордиться ей. Быть достойным гражданином своей Родины.
Всероссийский
педагогический сборник «Альманах воспитателя»
Дата публикации:
05.06.2025 г.
Номер: AV-57825