ПУБЛИКАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ, РОДИТЕЛЯМ, ОРГАНИЗАТОРАМ ТУРИСТИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ

05.06.2025

СТАТЬЯ "Туристско-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

05.06.2025

Что такое – Родина? И как объяснить это маленькому человеку?

Как и за что её нужно любить? Чтобы дать достойные ответы на такие вопросы, нужно самому ЛЮБИТЬ Родину, уметь видеть вокруг прекрасное.

   В нашем дошкольном учреждении мной реализуется программа дополнительного образования «Юный турист», которая включает такие вопросы, как воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. Такая деятельность позволяет дошкольнику познать окружающий мир в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов и путешествий, лучше и наглядно изучать свой район, город, край, страну, изучать духовно- нравственные традиции своего народа.  Это начало патриотического воспитания.

Основные задачи туристско-краеведческой деятельности представлены на слайде.

   Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос о выборе профессии. С детских лет я мечта быть геологом. Так и оказалась на студенческой скамье горного института. Сколько практических знаний и умений я обрела! Влюбилась в туристические походы, увлеклась познанием матушки природы. Природа- это мой источник энергии, который дает мне новые идеи и возможности их воплощения вместе с детьми. Во время походов, находясь на природе по несколько дней, мне открываются скрытые и неожиданные для себя качества и умения, проверяю свою физическую закалку, силу духа. В голове, как в компьютере, происходит перезагрузка, переосмысление… идет саморазвитие… я открываю себя с новой стороны…

   В детский сад меня привела моя дочь, когда пошла в группу раннего возраста. Работа педагогом стала для меня образом жизни. Всегда реализую в своей группе все новое что увижу, что услышу, о чем прочитаю. Для меня самая лучшая награда – это восторг в глазах детей, их радостные улыбки от познания чего – то нового.                 

 Одним из основных направлений развития туристско- краеведческой деятельности считаю, сотрудничество с социальными партнерами. Это взаимодействие учит меня и моих воспитанников осознанию своей роли в обществе, оценке своих возможностей и активному образу жизни. Для меня же совместная работа с детьми и родителями за пределами детского сада дает вдохновение, помогает в решении проблем, и не заменимое знакомство и общение с разными людьми.  С младшего возраста посещаем с родителями и воспитанниками экскурсии, выступаем на социальных мероприятиях таких как: библиотека для слепых, Уктусский пансионат для престарелых. Активно участвуем в благотворительных акциях различного уровня таких как: «Миска добра для животных приюта», «Гуманитарная помощь для солдат СВО», «Экологическая акция «Батарейки, сдавайтесь!» и другие.

   Путешествуя, изучая свой город, район, улицу, маленькие патриоты видят, что происходит в окружающем мире. Проходя по родным местам, у ребёнка создаются более яркие, эмоциональные ощущения, в памяти откладываются запоминающиеся образы; так ребенок видит то, чего не увидит в книге. Ребенок становится более коммуникабелен, общителен, учится общаться со сверстниками и взрослыми, формируется умение жить и работать в одной команде, коллективе. Во время путешествий у ребёнка рождается любовь к природе, уважение к окружающему миру. А самое главное ребёнок понимать Родину.

   В процессе тематических прогулок, экскурсий, походов дети изучают свою страну, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа.

   В туристско-краеведческой деятельности заложены возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Совместные прогулки способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны общей целью, ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит. Совместная деятельность формирует в детях ценнейшие морально-волевые качества. В походе складывается множество ситуаций для проявления детской дружбы, отзывчивости, щедрости.

    Все мероприятия формируются с учётом климатических и погодных условий.

   С родителями обсуждаются и принимаются совместные решения. Родители с удовольствием помогают в подготовке ребёнка к туристским прогулкам, активно принимают участие в их проведении. Изначально информирую родителей о начале и правилах подготовки детей; даю советы, рекомендации родителям по поддержанию единых требований к режиму дня, проведению закаливающих мероприятий; как подготовить одежду и личное снаряжение ребёнка для определенного вида прогулки выходного дня.

   Планирую содержание и методику подготовительной педагогической работы с детьми. Перед детьми должна быть поставлена задача как можно лучше подготовиться к походу: больше знать, уметь и быть готовым трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в разнообразную увлекательную деятельность: двигательную, познавательную, игровую, художественно-творческую. В ходе такой деятельности у дошкольников формируются знания, умения и навыки, необходимые для туристских прогулок.

  Обязательно учитываются возрастные особенности при отборе содержания, форм и методов туристско-краеведческой деятельности. Основными формами туристско-краеведческой деятельности дошкольников являются тематическая прогулка, экскурсия, поход. Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приёмам как основе развития ребёнка в дошкольном возрасте.

Основная форма познания окружающего мира - наблюдение, экспериментально-исследовательская деятельность, взаимодействие с природой. Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепку, конструирование, создание фотоотчёта.

   По многодневному походу на плато Мань-пупу-нёр с родителями, был разработан проект и проведён ряд занятий, тренировок. Результатом полученных впечатлений, знаний, умений, навыков стала сконструированная из камней реконструкция природного объекта.

   В любое время года походы и экскурсии оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Регулярные проведения различных видов прогулок позволяют активизировать двигательный режим дошкольников.

   Детям старшего дошкольного возраста вполне доступно овладение простейшими туристскими умениями и навыками, которые значительно обогащают их двигательную деятельность и закладывают основу для более серьёзных занятий туризмом в школьные годы. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костёр, оказывать первую помощь пострадавшему). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, воля. Изучение основ спортивного ориентирования (знание топографических знаков, движение по карте, работа с компасом) развивает все без исключения психические процессы.

   Походы в лес, на сплав, в пещеру- это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Положительные эмоции, свежий воздух, активность - важнейшие факторы оздоровления. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг.

   В нашей копилке походы выходного дня такие как:Хочу такой сайт

·                   Соколиный камень;

   В походе участвовали 42 человека (дети и родители). Целый день провели на природе. Варили пельмени, грели самовар и играли в народные игры.

·                   Карьер «Старая линза»;

·                   Пещера Сказ;

   Пещера Сказ на самом деле оказалась сказочной. Море эмоций у детей и родителей. Летучие мыши, сталактиты и сталагмиты. И конечно же костер.

·                   Азов гора;

   Гора для детей, по сказам Павла Бажова. Нашли Хозяйку медной горы и уральские самоцветы. Любовались солнышком на вершине и городом Полевской вдалеке.

·                   Пикник Масленица.

   Пикник наша традиция. Выбрали место на лесной поляне, где есть костровище и горка. Прекрасное место для семейного отдыха.

  Сплавы по рекам Чусовой и Уфа были незабываемыми. Мы рыбачили, купались, готовили обед. Дети повзрослели на глазах и проявляли свои умения в новой среде для них.

   В детском саду организовываю тематические прогулки, такие как: экологическая тропа, идем в поход. Дети активно помогают и участвуют в мероприятиях. Летом на участке строим вигвам и тропу здоровья, разбиваем лагерь, ставим палатку, складываем макет костра, изучаем его, имитируем огонь. Участок превращается в полосу препятствий с беседой, трудовыми поручениями, игрой, отдыхом, развлечениями, получением новых знаний.

   Моя задача - воспитать в детях чувство ответственности перед группой за своё поведение, понимания того, что от поведения каждого зависит успех похода. Туристическая группа - это одна команда. Постепенно, приобретая походный опыт, ребята начинают убеждаться в том, что, когда они вместе, с ними ничего не случится. Девиз «Один за всех, все за одного» становится общей идеей, которая объединяет группу в единый коллектив.

   В нашей группе созданы мини-музеи (Волшебный мир деревьев, полевые цветы, семена, насекомые, Морские дары). Идея создания музея пришла тогда, когда мы с детьми начали коллекционировать минералы и камни с походов. Экспозиции, которых постоянно дополняются находками детей: камнями, ракушками, насекомыми.

  Походы и экскурсии - это помощь мне в педагогической работе. Они вызывают живой интерес у детей, помогают взрослым в общении с детьми, закладывают основы патриотического воспитания. У моих воспитанников воспитывается чувство уважения и гордости, любовь к Родине. Мой педагогический подход к детям через туристско-краеведческую деятельность является инновационным направлением процесса воспитания и обучения.

        Всегда стараюсь воплощать на практике свои идеи и замыслы. В работе хочется показать детям всю красоту окружающего мира, богатства родного края и Родины. Родители с воспитанниками охотно подключаются к моим идеям. От этого появляются крылья, и я иду и открываю мир для детей дальше…

         Освоенные инновации в области педагогики внедряю в не только работу с детьми и родителями, а также делюсь приобретенным опытом с коллегами. Считаю, что нужно любить детей, быть для них примером, давать им возможность участвовать во взрослых делах. Но также нужно не забывать и самой учиться у них, включаться в детские виды деятельности, чтобы не порвать «ниточку» между взрослым и ребенком.

   И моя задача– научить малыша любить и беречь Родину. Гордиться ей. Быть достойным гражданином своей Родины.

 

Всероссийский педагогический сборник «Альманах воспитателя»

Дата публикации: 05.06.2025 г.

Номер: AV-57825

Статья А.А. Петрова «Туристско-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».