30.01.2023
Игры для обучения
правильному дыханию дошкольников.
Зачем
нужно обучать детей правильно дышать. Дошкольники в силу некоторых заболеваний
(аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить
длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается
впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, малышу не достаточно в
данный момент воздуха, во время разговора у него слабый вдох и короткий выдох.
Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая
грудь, рот открыт, движения нервозны. Во время занятий с ребенком следует
научить малыша правильно дышать, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а
не как придется. Нужно простыми словами объяснить, что для красивой речи
потребуется позаботиться о своем дыхании, то есть уметь делать сильный вдох и плавный
выдох через рот во время проговаривания слов. Таким образом, взрослым, которые
желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить малыша
правильному дыханию.
Упражнения
дыхательной гимнастики можно использовать как физкультминутки в процессе
логопедического занятия; как часть занятия; как специальные упражнения в виде
игровых занятий; как игры.
Развитие речевого дыхания.
Для
воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное
речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
Например, для того чтобы правильно научиться выговаривать звуки – З, С, Ш, Ж,
Р, — ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.
Итак,
речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения
слов и фраз. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению
звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Приступать к тренировке собственно
речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный,
плавный выдох, (то есть достаточно развито физиологическое дыхание). При этом
надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.
Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в
нужном направлении. Предполагается постепенное развитие, движение от простого к
сложному.
Параметры правильного речевого выдоха:
- выдоху
предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»,
- выдох
происходит плавно, а не толчками,
-во время
выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки,
-во время
выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос
(если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как
должен выходить воздух),
- выдыхать
следует, пока не закончится воздух.
- во время
пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Для
повышения познавательного интереса у дошкольников к обучению правильному
речевому дыханию изготовила и применяю в работе специальные дидактические
пособия.
Игры для развития плавного речевого выдоха
развитие
длительного непрерывного ротового выдоха;
активизация
губных мышц.
«Поднимем бурю»
Пособие
представлено в виде пластиковых бутылочек с различными наполнителями
(пенопласт, бумажное конфетти, крупа), по всему диаметру которых
отверстия для циркуляции воздуха, а также отверстие в крышке для трубочек.
Работу необходимо начинать с более лёгкого материала – пенопласта, затем с
конфетти, а на завершающем этапе, можно использовать бутылочки с тяжёлыми
наполнителями – крупами.
«Ангелок»
Для
изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под конфет в форме
колокольчика. Её наполняем раскрошенным пенопластом, к верхней части
прикрепляется игрушка «Ангелок». По всему диаметру колокольчика отверстия для
трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности
для ребёнка.
«Морское дно»
Для изготовления
пособия использована прозрачная коробочка из-под куклы. Её наполняем бумажным
конфетти, к верхней части прикрепляются игрушки «Рыбки». На дно выкладываются
стеклянные камешки и игрушки «Обитатели морского дна: осьминоги, крабы
водоросли и т. д.». По всему диаметру отверстия для трубочек. Наполнитель так
же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.
«Волшебный телевизор»
Для
изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего размера, и
объемную по высоте не менее 10 см. В крышке вырезается «окно – экран», под
крышку вставляется лист нарезанный полосками цветной бумаги (полоски нарезают
не до конца листа, чтобы не отсоединились). В боковой части (это будет верх
телевизора) делаются надрезы для кармашков с картинками. Кармашки
придерживаются канцелярскими зажимами, чтобы не проваливались. Ребёнок дует на
экран, раздувая шторки, видит картинку. Пособие можно использовать для
автоматизации звуков, для работы над словарём и грамматикой по всем лексическим
темам.
«Времена года»
Пособие
представлено виде четырёх времён года. На твёрдую основы приклеены картинки с
единым сюжетом, но в разное время года. К каждому в зависимости от сезона (зима
– снежок, весна – капельки, лето – бабочки, осень — листья) прикреплены
предметы на ниточках.
Зимой
раздуём снежок, чистим дорожки.
Весной
капельки.
Летом – бабочек.
Осенью - раздуем листву.