Консультация "Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Консультация на тему:
«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Приказ МО и науки РФ №655 определяет ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включая детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-Развитие игровой деятельности детей;

-Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);

-Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу

Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространённых в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал.

Гендерная культура предполагает:
Формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.
Раскрытие психических, физиологических и эстетических особенностей мальчиков и девочек.
Формирование представлений о мужском и женском достоинстве.

Актуальность проблемы

В настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый)

Причины:

  • Большой процент разводов в обществе;
  • Преобладание неполных семей;
  • Главенствующая роль матери в семье;
  • Пассивное участие мужчин в воспитании детей;
  • Отсутствие культуры взаимоотношение мальчиков и девочек;
  • Программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
  • Низкий процент мужчин-педагогов;
  • Преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;
  • Построение педпроцесса без учёта гендерных особенностей.

 

Модель образовательного пространства по полоролевому воспитанию дошкольников.

Знакомство воспитателей с теоритическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями воспитания и обучения → Теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами.

Пропаганда педагогических знаний для родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе → Консультативный материал для родителей.

Построение развивающей среды → Организация предметно-развивающей среды.

Построение модели педагогического процесса → Практический материал по организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с учётом особенностей пола.

Создание предметно-развивающей среды

Схемы – действий - (Все возрастные группы)

Макет русской избы - (Все возрастные группы)

Мини-среда мужского и женского труда - (Все возрастные группы)

Гостиная – мини-среда этикета - (Все возрастные группы)

«Домашний очаг», уголок красоты - минипространство девочек - (Все возрастные группы)

«Мужской мир» - уголок мальчиков - (Все возрастные группы)

Уголок мужской доблести, уголок мужских и женских профессий – (старший дошкольный возраст).

Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:

организованная образовательная деятельность (групповая, индивидуальная);

этические беседы:

игры:

момент общения с детьми;

прогулка, экскурсия.

самостоятельная работа детей;Хочу такой сайт

решение моральных ситуаций и т.д.

Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.

Младший дошкольный возраст.

Темы:

«Семья» – приём гостей, день рождения куклы, кукла заболела- вызов скорой помощи, семья переезжает в новую квартиру – новоселье, поездка в автобусе, непредвиденная дорожная ситуация.

«Магазин» - магазин открывается, купим одежду кукле.

«Автомастерская» – перерыв на обед.

«Парикмахерская» – новые причёски, причешем куклу.

Непосредственно образовательная деятельность   (средний дошкольный возраст)

Система состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Раздел 1Мужчина и женщина, — какие они?

Цикл мероприятий данного раздела позволяет:

сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей;

Рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны героизм, смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели). Женщины выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).

Раздел 2. Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.

Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны.

Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.

Специальные занятия-тренинги   (старший дошкольный возраст)

Задачи: формирование у детей позитивной полоролевой идентичности.

1-ый блок: «Кто я: мальчик, девочка?» Задача: развитие представлений о своём поле и формирование позитивного принятия своего пола.

2-ой блок: «Какой я мальчик? Какая я девочка?». Задача: формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.

3-ий блок: «Мужчина и женщина в семье и обществе» Задача: развитие у детей представлений о социальных функциях и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

4-ый блок: «Я сегодня и в будущем». Задача: обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формирование положительного к ним отношения и развитие потребности вести себя адекватно социально принятым полоролевым функциям.

Игры и упражнения на прогулке и в повседневной жизни.

Дидактические игры: «Подбери одежду для девочки (мальчика), «Где чьи инструменты?», «Подбери головной убор», «Что лишнее», «Одень куклу Машу», «Женская и мужская работа» и другие.

Упражнения: «Волшебная ромашка», «Листочек», «Снежный ком из ласковых имён», «Комплименты» и др.

Игры: настольно-печатные (лото, пазлы), подвижные.

Специальные игры: «Кто я?», «Принц и принцесса», «Моё имя», «Мне в тебе нравится» и др.    

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».