Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Верх - Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 373
г. Екатеринбург, ул. Гурзуфская, 19 б
тел. (факс): 8-343-30-800-73;
e-mail: mdou 3 73(a),mail,ru
Сайт: http://3 73. tvoysadik. ru
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДО У - детский сад № 373
Протокол №
_____
от «
>> Cty
2025 г.
До пол н ител ьная общеобразовател ьная
общеразвивающая программа речевой направленности
«ЛОПОТУШКИ»
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель: Боярская М.О.,
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2025
Содержание:
1.
Пояснительная записка
2.
Цель, задачи программы
3.
Методическое обеспечение программы
4.
Принципы и методы организации занятий
5.
Содержание занятий
6.
Структура занятий
7.
Требования
8.
Ожидаемые результаты
9.
Учебный перспективный план для детей средней группы
10.
Список литературы
к
проведению
логоритмических занятий
Пояснительная записка
«Первое понимание логоритмики основано на
использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения
указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием
одного из них или связи между ними»
Г.А. Волкова
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По словам известного педагога Э. ЖанаДалькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчинённой
законам вечного ритма».
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых
различные движения сочетаются с произнесение специального речевого
материала. Своевременное овладение правильной, чистой речью
способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его
мышления, коммуникативных качеств.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной
педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и
речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию
напряженности. Под влияние регулярных логоритмических занятий у детей
происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной,
двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем.
Все окружающее нас живет по законам ритма, смена времен года, день
и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.
Любые, ритмические движения, активизируют деятельность мозга человека.
Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием
чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических
упражнениях и играх.
Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является
своеобразной формой активной терапии. Основной принцип проведения
занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмические занятия
составлены с опорой на лексические темы Многократное повторение
изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых,
речевых навыков. Построение занятий в форме сказок, игр создает
доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает
каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе,
поддерживает
положительное
эмоциональное
состояние
детей,
познавательный интер^ и внимание, активизирует речь.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие
ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками,
умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла
предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя. Дошкольники с большим удовольствием выполняют
дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и
самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ходе занятий вводятся
элементы психогимнастики.
Программа рассчитана на один год обучения.
Цель программы. Логопедическая ритмика — одно из звеньев
коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика,
включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и
физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся
отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и
движения.
Задачи логоритмики:
1. Оздоровительные:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций;
- - развитие дыхания.
2.
Образовательные:
- формировать умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
3.
Воспитательные:
- воспитание и развитие чувства ритма;
- воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность;
- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников
(коллективизм, дисциплину);
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства
4.
Коррекционные:
- укреплять мышцы органов артикуляторного аппарата;
- развивать мелкую моторику;
- развивать общую моторику, в соответствии с возрастными
особенностями детей;
- развитие голоса, дыхания;
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с
речью;
- развивать фонематический слух;
Актуальность программы. С каждым годом, по наблюдению
логопеда, в детском саду растет количество детей с различными
нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны
родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение
частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам
необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы
коррекции речи. Логоритмика, является наиболее эмоциональным звеном
логопедической коррекции, сочетающая, исправление нарушений речи с
развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием
занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста
происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в
накоплении активного словарного запаса.
Главный принцип достижения эффективности в работе индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных,
психофизиологических и речевых возможностей.
Принципы организации логоритмических занятий
Общедидактические принципы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2. Принцип
систематичности.
Системность
и
постепенность
заключается
в
непрерывности,
регулярности,
планомерности
Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного,
речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
Наглядно - зрительные (показ):
- тактильно-мышечная наглядность
- наглядно-слуховая - при которой осуществляется звуковая регуляция
движений (песня, музыка).
Словесные:
Описание, объяснение,
пояснение, беседа,
словесная
инструкция.
Практические:
- игровой метод - используется при разучивании новых упражнений;
- соревновательный - используется для совершенствования уже
отработанных упражнений.
Содержание логоритмических занятий
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и
ловкими.
* Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как
четкая артикуляция - основа хорошей дикции. Артикуляционные
упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения - необходимость.
Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков
(это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного
аппарата - основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией
позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность
языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
* Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
Включает в себя:
- упражнения на восстановление дыхания;
- спокойные виды*^одьбы;
- упражнения на релаксацию.
Количество занятий в неделю - 1;
- количество занятий в месяц - 4;
- количество занятий в год - 36.
Требования к проведению логоритмических занятий
Занятия проходят один раз в неделю, 4 раза в месяц (в первой половине
дня).
+
Занятия проводятся фронтально, по времени в зависимости от
возраста детей.
+
Занятия составляются с опорой на лексические темы.
+
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в
зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
+
Каждое
занятие
представляет
собой
тематическую
и
игровую целостность.
Построение занятий в форме игры создаёт доброжелательную,
эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей,
побуждает каждого ребенка принимать активное участие в образовательном
процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей,
познавательный интерес и внимание, активизирует речь, помогает в
нравственно-эстетическом воспитании.
Ожидаемые результаты логоритмических занятий
+
Сформированность знаний, расширение словарного запаса по
лексическим темам.
+
Сформированность умений ритмично выполнять движения в
соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
+
Сформированность
модуляции
голоса,
плавности
и
интонационной
выразительности
речи,
правильного
речевого
и
физиологического дыхания.
4Сформированность
произносительных
навыков,
подвижности артикуляторного аппарата.
+
Способность выполнять оздоровительные упражнения для
улучшения осанки, дыхания, пальчиковые упражнения, самомассаж лица.
+ Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.
+ Способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
+ Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и
здоровья окружающих людей
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Средняя группа
Планирование лексических тем по месяцам
Количество занятий
Тема
Месяц
1
1 - «Осень, Деревья»
1
2 - «Грибы и ягоды»
Октябрь
1
3 - «Овощи»
1
4 - «Фрукты»
1
1 - «Семья» 2
Ноябрь
1
- «Домашние
животные» 3 1
«Одежда»
1
4 - «Дикие животные»
1
1
- «Зима. Зимние
Декабрь
месяцы»
1
2
- «Зимние забавы»
1
3
- «Зимующие
птицы» 4 - «Новогодний
1
праздник»
Январь
Февраль
2 - «Домашние птицы»
3 - «Мебель»
4 - «Посуда»
1
- «Транспорт»
2
- «Профессии»
3
- «Наша армия» 4
- «Животный мир морей
и океанов»
11
1
1
1
1
1
1
1
Март
Апрель
Май
1
- «Весна»
2
- «Мамин
праздник» 3 - «Дикие
животные жарких
стран» 4 «Инструменты»
1 - «Космос»
2 - «Первоцветы»
3 - «Живой уголок»
4 - «Перелётные птицы»
1 - «День победы»
2 -«ПДД»
3 - «Цветы»
4 - «Насекомые»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
Октябрь
Количество
занятий
Название занятия
1 .Цыпленок и его
семья
1
2.Колобок-колючий
бок
1
12
Задачи
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса;-развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса;-развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
3.Зайка - огородник
1
Развитие
артикуляторной
моторики;
-Развитие общей и
мелкой моторики; Координация речи с
движением; Развитие
лексического строя
речи (активного
словаря,
словообразования); Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;
4.Сундучок осени
1
развитие
координации речи
с движением;
развитие
дыхания; развитие
мелкой моторики;развитие
1 .История о том, как
Цып и Цыпа свой
дом искали
1
13
артикуляторной
моторики;
развитие
координации речи с
движений;
- развитие дыхания;
- развитие высоты и
силы голоса; развитие мелкой
моторики:развитие
артикуляторной
моторики
1
3.Времена года
1
4.Сказка про зайцев
1
развитие
координации речи
с движением;
развитие
дыхания; развитие
мелкой моторики;развитие
артикуляторной
моторики;
1 .Кто как к зиме
1
- развитие
Ноябрь
Декабрь
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса;-развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
Развитие
артикуляторной
моторики;
-Развитие общей и
мелкой моторики; Координация речи с
движением; Развитие
лексического строя
речи (активного
словаря,
словообразования); Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;
2.Бычок-смоляной
бочок
координации речи с
движений;
- развитие дыхания;
- развитие высоты
и силы голоса; развитие мелкой
моторики:развитие
артикуляторной
моторики
готовится
14
Январь
2.Снежная Баба
1
3.Помогите птицам
1
4.Снегурочка на
новогодней ёлке
1
2. Петушок
1
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса;-развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
Развитие
артикуляторной
моторики;
-Развитие общей и
мелкой моторики;Координация речи с
движением; Развитие
лексического строя
речи (активного
словаря,
словообразования); Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса; -развитие
мелкой моторики:развитие
артикуляторной
моторики
развитие
координации речи
с движением;
■»
15
развитие
дыхания; развитие
мелкой моторики; развитие
артикуляторной
моторики;
речи (активного
словаря,
словообразования);
-Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;
Март
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса;-развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
развитие
артикуляторной
моторики;
развитие
мелкой моторики;развитие
правильного
речевого дыхания; работа над голосом;
развитие
координации речи с
движением;
массаж;
3.Возьми меня с
собой
1
4.Путешествие на
подводной лодке
1
1 .Даша и Маша
1 .
развитие
артикуляторной
моторики;
развитие
мелкой моторики; развитие
правильного
речевого дыхания; работа над голосом;
развитие
координации речи с
движением;
массаж;
2.Сказка о глупом
мышонке
1
развитие
координации речи с
движений;
17
- развитие дыхания;
- развитие высоты
и силы голоса; развитие мелкой
моторики:развитие
артикуляторной
моторики
развитие
координации речи
с движением;
развитие
дыхания; развитие
мелкой моторики;развитие
артикуляторной
моторики;
3.Зоопарк
1
4.Как мышонок стал
трудолюбивым
1
Развитие
артикуляторной
моторики;
-Развитие общей и
мелкой моторики;Координация речи с
движением; Развитие
лексического строя
речи (активного
словаря,
словообразования); Развитие речевого
дыхания и силы
голоса;
-Развитие ВПФ;
1 .Будем
космонавтами!
1
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса;-развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
Апрель
18
Май
1. Колесо
1
развитие
координации речи с
движений;
развитие
дыхания; - развитие
высоты и силы
голоса;-развитие
мелкой моторики: развитие
артикуляторной
моторики
Список литературы:
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 64 с.
2. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для сдудентов высших
учебных заведений / Г.А. Волкова. -4-е изд., - Санкт -Петербург:
Детство-пресс, 2010.- 349с.: 22 см. - (Коррекционная педагогика).
3. Волкова Г.А., Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников: Кн. для логопеда.- М: Просвещение, 1983. -144с.; 21 см
5. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека
заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи/Авт.-сост.: И.А.
Михеева, С.В. Чешева, - Спб.: КАРО, 2009.- 256с.
4. Гридчина Н.П. «Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и
воспитателей». - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008,- 160с.
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2003.- 193с.
8. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4
лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008, - 160с.
9. Кириллова Ю.А. «Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем
воздухе для детей логопедических групп с 3 до 7 лет». - СПб:
«Детство-Пресс», 2008 - 320 с.
10. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика:
Практическое пособие.- Спб.: Издательство «Корона Век», 2016 - 80 с.
1 ЕНовиковская, О.А.Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи.
4—7 лет /О.А. Новиковская,— М.: Астрель: ACT; СПб.: Астрель-СПб,
2009. 31 с.: ил. — (Домашний логопед).
12.Османова Г.А., ПоздняковаЛ.А. Игровой логопедический массаж и
самомоссаж при коррекции речевых нарушений/Г.А. Османова, Л.А.
Позднякова. - СПб.: КАРО, 2013. - 88 с.
13.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на
занятиях в детском саду. - Спб.: КАРО, 2009.- 64 с.
14.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у
детей общих речевых навыков,- СПб.: КАРО,2007.- 144с.
19
15. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей
дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2009.- 92с.
16. Савицская Н.М*^Логоритмика для малышей 4-5 лет,- СПб.: КАРО,
2009. - 128с.
17. Тарасова О.А, Чернышева Ю.А. «Авторская программа по логоритмике
для детей со сложной структурой дефекта». - М. Издательство Перо,
2021.-271 с.
20