ДОП Песочная фантазия

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Верх - Исетского района
Муниципальное бюдй&тное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 373

г. Екатеринбург, ул. Гурзуфская, 19 б
тел. (факс): 8-343-30-800-73;
e-mail: mdou_373@mail.ru
Сайт: http://373.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ - детский сад № 373
Протокол № Z
от «// »
2025 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно-эстетической направленности
«Песочная фантазия»
Возраст обучающихся: 3 - 7лет
Срок реализации: 1 год

Автор составитель: Антуфьева Е. Е.,
Педагог-психолог,

г. Екатеринбург, 2025

Содержание
1.1. Общая характеристика программы/пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Объем программы
1.4. Содержание программы
1.5. Планируемые результаты
2.1. Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
2.2. Календарный учебный график
2.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
2.4. Условия реализации программы
2.5. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной
аттестации
2.6. Оценочные материалы
2.7. Методические материалы
2.8. Иные компоненты
2.9. Список литературы

1.1. Общая характеристика программы/пояснительная записка
Дошкольное детство - это важный период в жизни детей. Именно в
этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с
радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный
окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет
разностороннее

развитие

ребенка,

реализуются

его

потенциальные

возможности и первые проявления творчества. В дошкольном детстве
маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он
является неотъемлемой частью природы. Воспитание любви к природе должно
идти через практическое применение знаний о ней. Поэтому главная цель
экологического воспитания в дошкольном возрасте — это формирование
начал экологической культуры. Одним из эффективных методов познания
окружающего мира является метод экспериментирования.
Дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они
узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие
в

основе

природных

обуславливает

создание

явлений.

Творчество

новых

проявлений

в

экспериментировании

способностей

ребёнка.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию
природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,
обобщение), стимулирует познавательную активность.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему
создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные
действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать
выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого
себя.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только
на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а
не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. В
2

работе с песком имеет большое значение эстетическое восприятие, В основе его
лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на
красивое в природе.
Сегодня в нашей стране дошкольное образование отвечает ФГТ, эти
требования простроены на определённых, целенаправленных образовательных
областях (их 10), их интегрирование в НОД, даёт наиболее полное,
эффективное освоение программы ребёнком.
Тема

песка

довольно

обширная.

(Игры

с

песком,

коррекция

эмоционально–волевой сферы, развитие творческого потенциала, проектная
деятельность, обучение ориентации в пространстве, и т.д.). Вашему вниманию
я предлагаю использование элементов песочной терапии в рамках экологоэстетического воспитания.
Игра с песком известна с древних времён. Действительно, попадая на
пляж, ребёнок начинает строить причудливые замки, объединяя их в
настоящие укреплённые города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то
неосторожная нога разрушит замок, ребёнок не расстраивается. Наоборот, он с
ещё большим энтузиазмом принимается за новое строительство.
Этот феномен известен всем. Но что за этим стоит? Миниатюра
реального мира. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И
так бесконечно. Старое уступает место новому… И если углубиться в
психологию… Многократно проживая эту «Тайну», человек достигает
состояния равновесия.
Естественно,

что

это

воздействие

не

могло

долго

оставаться

незамеченным психотерапевтами. Карл Густав Юнг открыл песок для научного
осмысления в контексте психотерапевтической помощи.
Почему игра с песком так эффективна в процессе работы с детьми?
Каждый из нас в детстве играл в песочнице или строил замки из песка и
чувствовал себя счастливым творцом. Работа с песком даёт ребёнку
3

возможность видеть итог, результат, обеспечивает ситуацию успеха. Сегодня я
приглашаю Вас в песочную страну.
Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в
сухой песок, появляется нечто, похожее на рябь на воде. Мы можем также
переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности
вызывают образы пустыни. Песок, смешанный с водой, становится более
темным и приобретает качества земли. Он становится устойчивым, и поэтому
ему можно придать форму. Можно сказать, что ребёнку на час открывается
неведомая

вселенная,

внутри

которой

он

может

создавать

свой

индивидуальный мир. Ребёнок не может рассказать нам о своих сложностях как
взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин, построек.
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют
осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить
тоннели,

горы

и

тогда

появляется

целый

мир, разыгрываются

целые

спектакли, и ребёнок полностью погружается в игру.
Песок обладает свойством пропускать воду, поэтому, по мнению
специалистов, он поглощает негативную психическую энергию. В Японии, в
древности, перед входом в дом устанавливали большой чан с песком и тот, кто
приходил в гости погружал руки в песок, оставляя негативную энергию за
порогом жилища. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека,
стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт
показывают, что игра в песок позитивно влияет на самочувствие детей и
взрослых.
Ребёнок в процессе игры с песком имеет возможность выразить свои
самые глубокие

эстетические переживания.

Дошкольное

образование

призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать
развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

4

Для того чтобы дети занимались экспериментальной деятельностью,
необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. В
своей работе я делаю акцент на развитие творческого потенциала ребенка,
через поиск нестандартных подходов в экологическом воспитании.
Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и
приёмов арт-педагогики.
Для того чтобы заинтересовать родителей работой кружка, в группе
регулярно организуются консультации для родителей о техниках и комплексах
работы

с

кинетическим

песком

в

домашних

условиях.

Проводятся

консультации, презентации на которых руководитель кружка показывает
родителям, как работать нетрадиционными техниками – работой с песком.
Детский сад работает над становлением начал экологической культуры у детей,
формированием ответственного отношения к окружающей среде, которое
строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение
принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране
природы. При этом сама природа понимается не только как внешняя по
отношению к человеку среда — она включает в себя и познание человеком
самого себя, своих чувств и эмоций через непосредственное общение с
природой. Педагог-психолог работает в данном направлении в рамках песочной
терапии: с малышами мы знакомимся с песком, его свойствами, с детьми
старших группы мы проигрываем экологические сказки на песке, а затем в
рисунке отображаем внутреннее состояние, вызванное той или иной сказкой,
отображаем свои чувства, передаем эмоции.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
Формировать ответственное отношение к окружающей среде, способствовать

развитию и активизации познавательного интереса детей
моделирования на песке.
5

посредством

Задачами программы кружка являются:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство
с элементарными знаниями из различных областей наук; знакомство с
основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра;
2. Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде)
3. Формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного
песка;
4. Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью
самостоятельной деятельности ребят;
5. Познание ребёнком самого себя, своих чувств и эмоций через
непосредственное общение с природой;
6. Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих
товарищей;
7. Проигрывание экологических сказок на песке, а затем в рисунке
отображение внутреннего состояния, вызванного той или иной сказкой,
отображение своих чувств с передачей эмоций.
8. Создание мини-музея, в результате совместной деятельности детей и
воспитателей+ родители (выставка, конкурс в форме фотографий).
9. Установление контакта и доверия с детьми;
10.Объединение участников в группу;
11.Снижение психофизического напряжения;
12. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
13. Использование

расслабляющих

музыкотерапии.

6

упражнений

с

использованием

1.3 Объём программы
Структура и формат занятий
• Необходимое количество детей на одно занятие 2-3 человека;
• Занятия проводятся в ДОУ 1 раз в неделю,
• Продолжительность занятия - 15-20 минут
• Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием
в зависимости от темы занятия.
1.4 Содержание программы
Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от
1 года до 6 лет включительно.
Содержание работы
Занятия кружка также имеют положительное значение для развития психики
ребенка, установления психологического комфорта:
• при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
• развитие мелкой моторики влияет на развитие центра речи в головном мозге
ребенка, формирование произвольного внимания и памяти.
Формы работы
Для эффективности реализации проекта рекомендуются группы из 2-3 человек.
Игры

с

песком

в

группе

направлены

в

основном

на

развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и
эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса
•

словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о
последовательности работы, совет);

•

наглядные

•

практические
7

•

игровые

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в
форме кружковой работы.
•

Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов учреждения

Методами работы программы/проекта являются:
1) Метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности,
используемый для формирования у детей интереса к учению (создание
ситуации занимательности, ситуации успеха, использование познавательных
игр) .
2) Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод словесной
передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного
восприятия, практической передачи и тактильного восприятия, метод степени
творческой самостоятельности)
Данные методы:
•

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

•

формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу;

•

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.

Принципы программы
•

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.

•

Принцип

развивающего

обучения

заключается

в

правильном

определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей,
воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих
8

заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать,
рассуждать,

делается

акцент

на

возможности

и

необходимости

вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и
находкам, развивают наблюдательность.
•

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита
наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление
опирается на восприятие или представление.

•

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс.

•

Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с
воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с
семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи
всех видов изобразительной деятельности.

•

Связь

обучения

с

жизнью:

изображение

должно

опираться

на

впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
•

Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный
субъект в совместной с педагогом деятельности.

•

Принцип доступности материала.

•

Проект опирается на научные принципы построения:

•

принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;

развивающий

характер

образования

реализуется

через

деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
•

сочетание

принципа

научной

обоснованности

и

практической

применимости;
•

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса

образования

детей

дошкольного

возраста,

в

процессе

реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,
9

которые

имеют

непосредственное

отношение

к

развитию

детей

дошкольного возраста;
•

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников,

спецификой и возможностями образовательных областей;
•

решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования;

•

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми, основной формой работы с детьми дошкольного
возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

•

принципы

гуманизации,

дифференциации

и

индивидуализации,

непрерывности и системности образования.

Принципы комплектования группы и организации работы
•

Учет интересов и способностей детей.

•

Желание родителей.

•

Добровольное участие.

•

Учет психофизических особенностей детей.

Этапы реализации программы
На 1 этапе - репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению
детей работе с таким материалом, как песок, по ознакомлению с различными
средствами и методами работы с таким материалом.
Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во
время игр с песком:
10

• нельзя намеренно мешать своим товарищам и разрушать их работы;
• нельзя бросать песок на других детей;
• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной
деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по
использованию сухого и влажного песка.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют сухой и влажный
песок для изготовления задуманных композиций.
1.5 Планируемые результаты
• Дошкольники должны понимать, что сохранение и преумножение
культурных ценностей является обязательным условием выживания
человечества. Воспитанники дошкольных образовательных учреждений
олицетворяют ближайщее и отдалённое будущее. И поэтому их надо
заинтересовывать в благополучности и благоприятности этого будущего.
Ведь именно от любви к окружающему миру произошли и наша
духовность, и наш психологический и физиологический опыт. И именно
оттуда мы должны черпать силы, чтобы выжить.
•

Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

•

Расширение и обогащение художественного опыта.

•

Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

•

развитие мелкой моторики пальцев рук

•

Формирование

предпосылок

учебной

деятельности

(самоконтроль,

самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать
друг с другом.
•

Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

•

Развитие инициативности
11

•

Способность

к

свободному

экспериментированию

(поисковым

действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
•
•

Развитие креативности.
Индивидуальный «почерк» детской продукции.

•

Способность к активному усвоению художественного опыта.

•

Развитие общей ручной умелости .

•

Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для
создания художественного образа.

•

Склонность к экспериментированию с разными художественными
материалами и инструментами.

•

Самостоятельность

при

выборе

сюжета,

темы,

композиции,

художественных материалов и инструментов.
•

Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и
продукта (результата) детского творчества.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Учебный план дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

12

«Песочная фантазия»
№

Наименование

п/п

раздела, модуля, темы

Количествочасов

Формы

в томчисле

Всего

промежуточ

теоретич

практичес

ной

ескиезан

киезаняти

аттестации/

ятия

я

текущего
контроля

1

Знакомство
песка,

со

способы

свойствами
работы

4

-

4

с

Видеозаписи
занятий для

песком.

просмотра
методическо
й службой

2

Эмоции,

восприятие,

4

-

4

воображение

Просмотры
занятий
специалиста
ми
дополнитель
ного
образования

3

3

-

3

Моё творчество

Фото и видео
отчёты для
родителей

4

Экспериментирование,

4

-

4

расширение кругозора

Фото и видео
отчёты для
родителей

5

Природа вокруг

4

-

4

Фото и видео
отчёты для
родителей

6

Коммуникация с окружающим

4

миром

-

4

Фото и видео
отчёты для
родителей

13

7

Красота природы

4

-

4

Фото и видео
отчёты для
родителей

8

Обобщение,

подведение

4

-

4

результатов
Аналитический отчёт о
результатах
работы
Итого объем программы

31

-

31

2.2. Календарный учебный график
№

Месяц

п/п

Форма

Колич

Тема

Место

занятия

ество

занятия

проведен

часов
1

октябрь

октябрь

групповая

групповая

1

1

2
октябрь

групповая

1

3

4

октябрь

групповая

Форма контроля

ия
«Здравствуй,

Кабинет

Фото и видео

песок!»

психолога отчёт

«Песочные

Кабинет

узоры»

психолога отчёт

«Песочный

Кабинет

дождь»

психолога отчёт

1

Кабинет
«Необыкновенные

Фото и видео
Фото и видео

Фото и видео

психолога отчёт

следы»
5

6

ноябрь

ноябрь

групповая

групповая

1

1

«Песочная

Кабинет

страна»

психолога отчёт

«Песочный город» Кабинет

Фото и видео

Фото и видео

психолога отчёт
7

ноябрь

групповая

1

«Моя

Кабинет

Вообразилия»

психолога отчёт

14

Фото и видео

8

ноябрь

групповая

1

«Моя сказка»

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
9

10

декабрь

декабрь

групповая

1

групповая

«Наше

Кабинет

настроение»

психолога отчёт

«Формы и цвета»

Кабинет

1
11

12

декабрь

декабрь

групповая

групповая

Фото и видео

Фото и видео

психолога отчёт
«Извержение

Кабинет

Фото и видео

1

вулкана»

психолога отчёт

1

«Животные»

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
13

январь

групповая

1

«Угадалки»

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
14

январь

групповая

1

«В поисках клада» Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
15

январь

групповая

1

«Умелые ручки» Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
16

февраль

групповая

«Наше
1

17

февраль

групповая

19

февраль

февраль

групповая

1

групповая
1

Фото и видео

творчество»

психолога отчёт

«Найди клад»

Кабинет

2
18

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
«Мы

Кабинет

путешествуем»

психолога отчёт

«День Защитника

Кабинет

Отечества»

психолога отчёт

15

Фото и видео

Фото и видео

20

март

групповая

1

«Весна»

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
21

март

групповая

1

«Весенние цветы»

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
22

март

групповая

«Космос»
1

23

март

групповая

апрель

групповая

«Сказки»

1

Фото и видео

психолога отчёт

1
24

Кабинет

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
«Мои друзья»

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
25

апрель

групповая

«Радость»
1

26

апрель

групповая

1

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
«Веселые игры»

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
27

апрель

групповая

1

«Бабочки»

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
28

29

30

май

май

май

групповая

групповая

групповая

1

1

1

Наше

Кабинет

настроение»

психолога отчёт

« Дорожка из

Кабинет

песка»

психолога отчёт

«Песочный садик» Кабинет

Фото и видео

Фото и видео

Фото и видео

психолога отчёт
31

май

групповая

1

«Бусы для весны»

Кабинет

Фото и видео

психолога отчёт
31
16

2.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей)
№
1

Тема

Задачи

Содержание

«Здравствуй,

1.Знакомство детей с

песок!»

правилами поведения в
песочнице.

1. «Правила Песочной страны»
2. Приветствие «Ладошки»
3.Упражнение «Здравствуй,

2.Развивать
сплоченность детей.
3.Знакомство детей с

песок»
4. Игра «Интервью»

песком, его свойствами.
4. Развивать навыки
общения детей.
2 «Песочные узоры»

1.Развивать

1.Приветствие «Чуткие руки»

доброжелательность

2. Упражнение «Песочный ветер»

детей.

3. «Песочные узоры»

2.Учить детей управлять

4.Игра «Шалтай-Болтай»

вдохом и выдохом.
3.Развитие мелкой
моторики.
4.Учить детей снимать
напряженность.
3 «Песочный дождь»

1.Учить детей говорить

1. Приветствие «Снежный ком»

приятное друг другу

2. Упражнение «Песочный

2. Регуляция мышечного

дождь»

напряжения,

3.Игра «Сказка Репка»

расслабления
3.Учить детей снимать
внутреннее напряжение
4

«Необыкновенные

1. Учит детей

1. Приветствие: «Радуга»

следы»

устанавливать тактильный

2. Упражнение «Необыкновенные

контакт.

следы»

2. Развитие тактильной

3.Игра «Настроение»

17

чувствительности,
воображения
3. Учить создавать
позитивное настроение
детей.

«Песочная страна» 1.Развивать
5

1.Приветствие «Ладошки»

сплоченность детей.

2. «Правила Песочной страны»

2.Правила техники

3. «Мы волшебники»

безопасности игры с

4. «Следы на песке»

песком.
3.Развитие творческого
потенциала детей.
4.Развитие мелкой
моторики.
6 «Песочный город»

1.Развивать

1.Приветствие «Ладошки»

сплоченность детей.

2. «Мы создаем город»

2.Ознакомление с

3. «Город и его жители»

окружающим миром.

4. «Найди себе пару»

3.Развитие воображения
и фантазии.
3.Развитие самосознания
детей
7

«Моя

1.Развивать

1.Приветствие «Ладошки»

Вообразилия»

сплоченность детей.

2. «Узоры на песке»

2. Развитие зрительно-

3. «Узоры из камешков»

моторной координации,

4. «Друзья»

воображения.
3.Учить детей создавать
картинки, рисунки на
песке, используя
камешки, развивать
фантазию.
4.Развитие
коммуникативных
навыков детей.
18

«Моя сказка»
8

1.Развивать

1.Приветствие «Ладошки»

сплоченность детей.

2.«Секретное задание для крота»

2.Ознакомление с

3.«Праздничные украшения»

окружающим миром.

4. «Солнечные лучики»

3.Развитие мышления,
речи, фантазии,
моторики.
9 «Наше настроение» 1.Учить детей говорить

1. Приветствие «Снежный ком»

приятное друг другу.

2. «Победитель злости»

2. Развивать зрительное

3. «Азбука настроения»

и тактильное

4. «Комплименты»

восприятие,
фантазию, мелкую
моторику рук.
3.Учить детей различать
эмоциональное
состояние друг друга.
10 Формы и цвета»

1.Учить детей говорить

1. Приветствие «Снежный ком»

приятное друг другу.

2. «Сколько всего фигур?»

2.Научить детей

3. «Сколько

воспринимать предметы,

звездочек/кругов/квадратов/

выделять их

треугольников?»

разнообразные свойства

4. «Сделай, чтобы звезды стали

и отношения (цвет,

желтым цветом»

форму, величину,
расположение в
пространстве и т.п.) и
сравнивать предметы
между собой.
3. Формирование умения
подбирать пары или
группы предметов,
совпадающих по
заданному признаку,
19

выбирая их из других
предметов.
11 «Извержение

вулкана»

1.Развитие сплоченности

1.Приветствие «Солнечные

детей.

лучики»

2.Ознакомление с

2.«Найди вулкан»

окружающим миром.

3.«Разбуди вулкан»

3.Развитие мышления,

4.«Водопад»

речи, фантазии,
моторики.
12

«Животные»

1.Развитие сплоченности

1.Приветствие «Солнечные

детей.

лучики»

2.Развивать тактильную

2.«Идут медвежата»

чувствительность,

3.«Ползут змейки»

воображения;

4.«Зайчики»

3.Учить детей
задерживать внимание
на своих мышечных
ощущениях.
13 «Угадалки»

1.Развитие сплоченности

1.Приветствие «Солнечные

детей.

лучики»

2.Развивать умения

«Угадай, что спрятано в песке?»

представлять предметы

«Угадай, какую цифру я

по их словесному

нарисовала на песке?»

описанию.

«Угадай, чьи руки?»

3. Развивать у детей
способность к счету,
внимание, память.
4. Развивать
коммуникативные
навыки детей.
14 «В поисках клада»

1.Развитие сплоченности

1.Приветствие «Солнечные

детей.

лучики»

2.Развивать зрительную

2.«Волшебные отпечатки»

память, воображение.

3.«В поисках клада»

20

3.Развивать тактильную

4.«Найди клад»

чувствительность,
усидчивость.
4.Развивать
доброжелательные
отношения.
15 «Умелые ручки»

1.Учить детей

1.Приветствие «Радуга»

устанавливать

2.«Наши пальчики»

тактильный контакт.

3.«Мы рисуем»

2.Развивать мелкую

4.«Отпечатки»

моторику рук, речь,
усидчивость;
3.Развивать творческое
воображение, фантазию.
4.Развивать
коммуникативные
навыки детей.
16 «Наше творчество»

1.Учить детей

1.Приветствие «Радуга»

устанавливать

2.«Аппликация на песке»

тактильный контакт.

3.«Моделирование»

2.Развивать у детей

4.«Маленькое приведение»

мелкую моторику рук,
речь, усидчивость.
3.Развивать внимание,
« память,
наблюдательность.
4.Учить детей проявлять
своичувствааше
творчество»
17 «Найди клад»

1.Учить детей

1.Приветствие «Радуга»

устанавливать

2.«Саперы»

тактильный контакт.

3.«Найди клад»

2.Способствовать

4.«Мы дружные ребята»

развитию мелкой
21

моторики, зрительного и
тактильного восприятия;
3. Учить находить
предмет и определять
его на ощупь.
4. Развивать навыки
взаимодействия и
сотрудничества.
«Мы
18 путешествуем»

1.Учить детей

1.Приветствие «Радуга»

устанавливать

2.«Путешествие в сказку»

тактильный контакт.

3.«Морские путешественники»

2. Цель: развивать

4.«Тух, тух»

образное мышление,
воображение.
3. Учить детей
реализовывать свой
потенциал.
4.Учить детей снимать
мышечное напряжение.
«День Защитника

1.Развивать

1. Приветствие «Чуткие ручки»

Отечества»

доброжелательность

2.Упражнение «Саперы»

детей.

3. Игра «Мы дружные ребята»

2. Учить находить
предмет и определять
его на ощупь.
3. Развивать навыки
взаимодействия и
сотрудничества.
19 «Весна»

1.Учить детей

1.Приветствие «Радуга»

устанавливать

2.«Бусы для весны»

тактильный контакт.

3.«Почки березы»

2.Развивать мелкую

4.«Волшебный сад»

моторику рук, фантазию.
3.Развивать тактильную
22

чувствительность.
4.Учить детей снимать
мышечное напряжение.
20 «Весенние цветы»

1.Учить детей

1.Приветствие «Радуга»

устанавливать

2.«Цветы»

тактильный контакт.

3.«Бусы для мамы»

2.Учить детей на песке с
помощью
дидактического пособия
Фребеля составлять
цветочные композиции
разной формы, цвета и
размера.
3. Развивать мелкую
моторику и творческую
фантазию у детей.
21 «Космос»

1.Развивать чувство

1.Приветствие «Чуткие ручки»

композиции.

2.«Найди ракету»

2.Уточнять

3.«Помоги инопланетянам найти

представления о

планету»

космосе.

4.«Построй звезду»

3.Направить активность
детей на
самостоятельный поиск
способов создания
фантастических образов.
«Сказки»
22

1.Развивать

1.Приветствие «Чуткие ручки»

воображение, учить

2.«Три медведя»

располагать предметы по 3.«Песочное царство»
4.«Сочиняем сказки»

всей плоскости
интерактивного
песочного стола.
2.Развивать мелкую
моторику рук, внимание,
23

воображение, творческое
мышление.
3.Развивать умение
выражать свое
эмоциональное
состояние.
23 «Мои друзья»

1. Развивать мелкую

1.Приветствие «Чуткие ручки»

моторику рук,

2.«В гости к мышатам»

тактильное восприятие.

3.«Зверюшки на дорожках» 4.

2. Развивать

«Зайчики»

наблюдательность, учить
детей сравнивать.
3. Учить детей
задерживать внимание
на разнообразных
мышечных ощущениях.
24 «Радость»

1.Учить детей быть

1. Приветствие «Злюка»

внимательными друг к

2.«Улыбка»;

другу.

3.«Радостные детки»

2.Развивать творческое

4.«Радость»

воображение, речь.
3.Развивать мелкую
моторику рук, речь.
4. Учить детей быть
терпимее друг к другу,
развивать
доброжелательность.
25 «Весёлые игры»

1.Учить детей быть

1. Приветствие «Злюка»

внимательными друг к

2.«Мы играем»

другу.

3.«Кроказябла»

2.Учить детей строить из

4.«Зайчики»

песка, развивать
внимание, воображение.
3. Развивать
24

воображение, мышление,
речь.
4.Учить детей
задерживать внимание
ребенка на
разнообразных
мышечных ощущениях.
26 «Бабочки»

1. Учит детей

1.Приветствие «Радость»

устанавливать тактильный

2.«Закрась бабочку»

контакт.

3.«Найди такую же бабочку»

2.Учить закрашивать

4.Создай свою бабочку»

образы бабочек,
используя песок для
тушёвки.
3. Развивать творческое
воображение.
4. Вызывать интерес к
созданию коллективных
композиций.
«Наше настроение»
27

1.Учить детей быть

1. Приветствие «Злюка»

внимательными друг к

2.«Победитель злости»

другу.

3.«Азбука настроения»

2.Развивать зрительное и

4. «Комплименты»

тактильное восприятие.
3.Развивать фантазию,
мелкую моторику рук.
4.Учить детей
позитивному отношению
друг к другу.
28 « Дорожка из
песка»

1.Учить детей

1.Приветствие «Злость»

корректировать свою

2.Упражнение «Дорожка из

агрессию.

песка»

2.Развивать тактильные

3.Игра «Вернись в круг»

ощущения, учить
выстраивать композиции
25

на песке.
3.Учить детей снимать
эмоциональное
напряжение.
29 «Песочный садик»

1.Продолжать учить

1.Приветствие «Радуга»

детей устанавливать

2.Упражнение «Песочный садик»

тактильный контакт.

3.Игра «Глаза в глаза»

2.Развивать внимание,
воображение, мелкую
моторику рук.
3.Развивать в детях
чувство эмпатии,
настроить на спокойный
лад.
30 «Бусы для весны»

1.Развивать

1.Приветствие

доброжелательность
детей.
2.Учить детей на песке с

2.Упражнение «Бусы для весны»
3. Игра «Волшебный сад»

помощью
дидактического пособия
Фребеля составлять
цветочные композиции
разной формы, цвета и
размера.
3.Учить детей снимать
мышечное напряжение.
31 «Песочная
аппликация»

1.Продолжать учить

1. Приветствие «Злюка»

детей быть

2. Упражнение «Песочная

внимательными друг к

аппликация для мамы»

другу.

3. Игра «Волшебный сон»

2.Развивать внимание,
речь, мелкую моторику
рук.
3.Учить детей снимать
26

психомышечное
напряжение.

2.4. Условия реализации программы
Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса
•

словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о
последовательности работы, совет) ;

•

наглядные

•

практические

•

игровые

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в
форме кружковой работы.
•

Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов учреждения

Методами работы программы/проекта являются:
1) Метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности,
используемый для формирования у детей интереса к учению (создание
ситуации занимательности, ситуации успеха, использование познавательных
игр) .
2) Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод словесной
передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного
восприятия, практической передачи и тактильного восприятия, метод степени
творческой самостоятельности)
Данные методы:
•

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

•

формируют эмоционально – положительное отношение к самому
процессу;
27

•

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.

Комплекс организационно-педагогических условий
•

игра, которая является основным видом деятельности детей;

•

сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит
в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие/ либо дают
определенные задания, которые преследуют какую-либо «волшебную»
цель;

•

Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им
важно почувствовать себя значимым;

•

музыкальное сопровождение занятий кружка

•

эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы
конструирования из кинетического песка

•

новизна обстановки;

•

необычное начало работы;

•

красивые и разнообразные материалы;

•

возможность выбора темы для кружка;

•

возможность выбора материала;

•

экспериментирование с дополнительными материалами (природные
материалы, пластмассовые детали)

•

мотивация образовательной деятельности.

2.5. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
Оценка и анализ работ

28

Организуя игры с песком, педагог не только знакомит детей со свойствами
различных

предметов

и

материалов,

но

и

способствует

освоению

представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.
Игры

с

песком

оказывают

существенное

влияние

на

сохранение

эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение,
установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать
напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия,
принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического
напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции
игрового

взаимодействия.

разрешения

конфликтов,

Так

они

получают

совместного

опыт самостоятельного

преодоления

трудностей,

сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом,
формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать
ему.
Диагностика
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться.
Существует много тестов, позволяющих оценить познавательные, социальные,
коммуникабельные способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют
проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать
уровень сформированности умений общаться в группе, оказывать поддержку
других детей, эмпатию.
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным
критерием в оценке композиций, является новое, оригинальное, придуманное,
изобретённое и художественно оформленное.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с
детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание
29

уделяется

положительной

динамике.

Критика

работ

не

допускается.

Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.
Формы подведения итогов
•

оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);

•

выступление на родительских собраниях

•

консультации

•

мастер-классы

•

методические рекомендации для родителей

2.6. Оценочные материалы
Мониторинг (по запросу родителей). Для отслеживания результатов работы по
программе используются следующие психодиагностические методы: беседа,
наблюдение, тестирование. Так как программа направлена на снижение у
дошкольников таких проявлений, как повышенная тревожность, агрессивность,
гиперактивность, были подобраны соответствующие диагностические
методики (Приложение):
Тест «Страхи в домиках» (А.И.Захаров и М.А.Панфилова);
Тест «Кактус» (М.А. Панфиловой);
Тест «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур);
Тест «Тревожности» (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) для дошкольников.
Мониторинг проводится в два этапа – начало и конец учебного года.
2.7. Методические материалы
Упражнение «Здравствуй песочек»
Цель: снижение психоэмоциональго напряжения.
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной
стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".
30

Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите,
потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым
пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?...
Эмоциональная пауза «Ласковый цветочек»
Упражнение «Нарисуй эмоцию»
Игра «Зарывание секретиков»
(коррекция психических процессов, развитие мелкой моторики руки,
тактильных ощущений)
Цель: установление психологического комфорта.
Задачи:
•

Коррекция психических процессов (внимание, память, мышление,
закрепление восприятия цвета).

•

Развитие связной речи.

•

Развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений.

•

Совершенствовать умения и навыки практического общения.

•

Развитие фантазии.

•

Побуждать ребенка к активным действиям концентрации внимания.

•

Стабилизация положительного эмоционального фона.

Материал: ящик с песком, вода, игрушки, геометрические формы, различные
"волшебные" предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.
Ход занятия
Если занятие индивидуальное, то "секретики" зарывает взрослый, а если
групповое - то каждый ребенок в "секрете" от другого.
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и
выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но
выбирается только 5 - 6 предметов. Затем ребенок приглашается к ящику с
31

песком и ему предлагается "по секрету" зарыть (закопать), спрятать в песок те
фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел
какие "секретики" зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе
раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать
(т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают "секретики" и
отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.
Другой вариант.
Взрослый предварительно закапывает в песок "волшебные камешки доброты"
(разного цвета). Ребенку дается кисточка (если песок сухой) или руками (если
песок мокрый) начинает откапывать "секретики" (по очереди). И в процессе
раскопок по открывающимся частям камешка, нужно описать его цвет. Затем
взять "волшебный камешек доброты" в руку, подержать и передать другому поделиться добротой камешка и своей добротой со всеми ребятами ("камешек
доброты" передается из рук в руки по кругу).
Беседа «Мои ощущения»
Занятие В гостях у осени
Вот мы и очутились в моём любимом времени года.
Шуршащей вереницей
За солнышком вдогонку
Летят над нами птицы
В далёкую сторонку.
Какое же это время года?
(Ответы детей.)
Чем встречает нас осень?
(Ответы детей – грибами, спелыми ягодами, листопадом.)
Психолог: Посмотрите, сколько листьев на полянке! А хотите сами
превратиться в осенние листочки?
32

Раз, два, три – в осенние листочки ребят преврати!
Релаксация «Осенние листья»
Ой, мы уже листочки!
Вот как мы висим на веточке!
Руки подняты вверх, ладони сжаты
Нас качает осенний ветерок! Он так любит поиграть с нами!
Как он нас качает?
(Раскачиваются)
Дети вместе с психологом выполняют движения:
А теперь ветерок подул особенно сильно и оторвал листочки от веточки!
(Раскачиваются сильнее)
Листочки полетели, закружились, затанцевали с ветерком…
Раскачиваются сильнее
А теперь ветерок устал, стал дуть все тише, тише…
Листики успокаиваются, кружатся все медленнее, и …
Опускаются на землю.
(Останавливаются)
Ветерок улетел, а листочки остались лежать на земле и отдыхать. Они лежат
тихо-тихо…
(Ложатся на пол)
Посмотрим, кто как настоящий листочек может лежать тихо-тихо?
(Дети лежат, закрыв глаза)
Скоро листочки укроет мягкий снежок, и они будут спать всю зиму.
А во сне они увидят лето: солнышко светит ласково, греет наши листочки…
Вот и вас оно согрело: ручки стали теплыми, ножки стали теплыми, спинки
тоже стали теплыми, и животики согрелись…Хорошо быть листочками!
И ребятками тоже быть хорошо! И сейчас мы снова превратимся в ребят: вот
моя волшебная палочка – раз, два, три – ребяток мне верни!
(Дети открывают глаза)
33

Психолог: Что же вам приснилось?Давай те подойдём к волшебным
подносам. Здесь мы сможем нарисовать на наши сны.
Рисование на песке «Что снится осенним листочкам».
Психолог: Красив осенний листопад, листья словно кружатся под грустную
мелодию вальса. Попробуйте создать свою музыку листопада с помощью песка.
(Дети подходят к песочнице, рядом с которой лежит фольга, бумага…)
Психолог: Какие звуки помогут нам сочинить мелодию листопада?
(Ответы детей.Психолог уточняет: шуршащие – сыплем песок на фольгу,
шелестящие – сыплем на бумагу.)
Психолог: как интересно шуршит, скрипит, шелестит песок! Получаются
совершенно разные звуки. Внимательно вслушайтесь в каждый звук. Может
быть это шепчутся листья. Или капельки переговариваются между собой, или
кто-то пробежал по опавшей листве?
Творческая минутка «Размышления…»
(Дети, фантазируя, рассказывают о возможных причинах возникновения
осенних звуков.)
Психолог:Верно вы заметили, осенью идёт дождь. Я предлагаю вам
превратиться в тучи и полить землю дождём.
Эмоциональная пауза «Дождик»
Дети повторяют за ведущим движения, имитирующие звуки дождя:
- шуршат, потирая ладони;
- щёлкают пальцами;
- негромко хлопают в ладоши;
- ударяют себя ладонями по бёдрам;
- топают ногами.
(Психолог предлагает детям пипетки и воду, дети поливают песок.)
Психолог: Дождь прошёл, и нам пора возвращаться домой. Раз, два, три – в
детский сад ребят верни!
Рефлексия.
34

(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не
понравилось.)
В гостях у тётушки Зимы
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите в окно.
На улице сегодня прохладно. Давайте улыбнемся друг другу и подарим
частичку душевной теплоты.
Упражнение «Искорка».
Психолог: Сегодня я приглашаю вас совершить необычную прогулку в гости к
тётушке Зиме. А в этом нам поможет моя волшебная палочка. Раз, два, три - в
гости к тётушке Зиме нас отнеси!
( Звучит запись музыкального сопровождения.Психолог с детьми идут
погруппе, смотрят на картины с изображением зимы.)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Принакрылася сосна.
В какое время года попали мы с вами, ребята?
(Ответы детей.)
Ребята, чем отличаются зимние деревья от деревьев в другие времена года?
(Ответы детей. Затем следуют дополнения психолога: деревья как будто
прозрачные. Веточки тонкие, нет листьев…)
Психолог: Давайте представим себя зимними деревьями, каждый каким
захочет. Закройте глаза… (Звучит запись спокойной музыки.) Что снится
деревьям во сне? Они спят под тёплой кружевной шалью. Сон их спокойный и
ровный, лишь проказник – ветерок может нарушить их покой. Откройте глазки
и расскажите свои сны.
Рисование на песке «Сказочный сон».
Психолог: Есть у меня волшебные подносы с песком, на которых можно
нарисовать свой сон, а потом рассказать его.
35

(Дети подходят к столу, на котором стоят плоские подносы с просеянным
песком.Пальчиками рисуют эпизод своего «сна».)
Психолог: Какие чудесные сны у деревьев! Дерево можно сравнить с
человеком. Как вы думаете, почему?
(Ответы и рассуждения детей.Дополнения психолога: туловище у человека –
ствол у дерева, руки – ветки, голова – крона, кожа – кора…)
Психолог: Человек и дерево –это живые существа. Нужно бережно относиться
к живому миру!
Упражнение «Сокровища под сугробами»
Релаксация «Снежная баба»
Рефлексия.
(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не
понравилось.)
Звенят ручьи
Психолог:
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц…
Дети: Март!
Психолог: В какое же время года мы с вами попали?
(Ответы детей, размышления о весне.Затем психолог подходит с детьми к
песочнице.)
Психолог: Солнышко всё ярче светит, просыпаются звонкие ручейки.
Возьмите колокольчики и помогите ручейкам пробудиться от сна. Природа
оживает. Как можно охарактеризовать звон колокольчиков? Какой он?
36

(Ответы детей – радостный, мелодичный, весёлый…)
Психолог: А как вы думаете, какая эмоция самая весенняя? Давайте проверим
ваши догадки, найдём самую весеннюю эмоцию в песочнице.
Познавательная игра «Собери эмоцию»
(Дети окапывают в песке пазлы и составляют из них пиктограмму радости.)
Психолог: Ребята, как вы думаете, почему эту эмоцию можно назвать
весенней?
(Ответы и рассуждения детей.)
Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы»
Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Психолог: Посмотрите, к нам спустился солнечный зайчик. Он хочет поиграть
с вами.
Упражнение «Солнечный зайчик»
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их.
Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке.
Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Вот он прыгнул вам на голову,
шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не
озорник – он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.
Соедините ладошки, вы чувствуйте, как от него согреваются ваши пальчики?
А теперь давайте отпустим его домой, к маме-солнышку.
Рефлексия.
37

(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не
понравилось.)
Вот оно какое наше лето
Психолог: Продолжим наше путешествие. Раз, два, три – в лето ребят
перенеси!
Что ты мне подаришь, лето?
Много солнечного света!
В небе радугу – дугу!
И ромашки на лугу!
Летом всего в лесу много – и грибов, и ягод, и цветов.
Пальчиковая гимнастика «Алые цветы»
Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Психолог: А в огороде созревают фрукты и овощи. Посмотрите, ребята, а
огорода-то пока нет! Посадите огород и разместите в нём фрукты и овощи.
Игра «Посадим огород».
Педагог предлагает детям макеты овощей и фруктов в корзинке. Дети
самостоятельно их классифицируют.)
Эмоциональная пауза «Подсолнух»
Психолог: Прекрасный огород у вас получился!
38

Давайте украсим наш огород «Цветными заборчиками». Это упражнение
способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счётные
палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик
зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант,
детям можно предложить чередовать палочки по цвету.
Игра-импровизация «Море волнуется раз…»
Психолог:А как вы думаете, какое самое приятное занятие летом?
(Ответы и рассуждения детей.)
Игра-тренинг на снятие напряжения «Песочная река».
Психолог: Приглашаю вас искупаться!
(Дети под руководством педагога делают в песочнице реку.Погружают
ладони в песок и медленно двигают пальцами, стараясь не задеть закопанные
фигурки.)
Психолог: Ребятки, представьте себе, что вы превратились в маленькие
песчинки. Все песчинки нарядного цвета: одни коричневатые, другие
золотистые, третьи ярко-жёлтые. Вас подхватывает лёгкий приятный ветерок,
кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и
приятно. Но необходимо быть осторожнее, под песчаной водой есть жители,
которых нельзя задевать.
Рефлексия.
(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не
понравилось.)
В гости к Мишутке
Психолог: Ребята, сегодня Мишутка приглашает нас в гости.
Психомышечная тренировка «Медвежата»
1. Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук).
39

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой
сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки медвежата
откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела – лапки отдыхают.
Мама снова кидает шишки медвежатам. (2-3 раза)
2. Игра с пчёлкой (на напряжение и расслабление мышц ног).
Медведица зовёт золотую пчёлку поиграть с медвежатами. Дети сидят на
полу. Сгибают ноги в коленях, делая «домики». Пчёлка пролетает под
коленями. Мама медведица говорит: «Летит!» - и медвежата дружно
распрямляют ножки. (2-3 раза)
3. Холодно – жарко (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер. Медвежата
замёрзли. Они сжались в маленькие клубочки – греются. Выглянуло
солнышко. Стало жарко. Медвежата согрелись… Опять подул северный
ветер… (2-3 раза)
4. Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи).
Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не
мёрзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на
свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону:
хорошо, тепло шейкам.
5. Пчёлка мешает спать (игра лицевых мышц).
В берлогу снова прилетела пчёлка. Решила она сесть кому-нибудь на
язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и
стали крутить ими в разные стороны. Пчёлка обиделась и улетела.
Медвежата снова слегка приоткрыли рот. Язык отдыхает. Пришла мамамедведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились
и сморщили нос. Снова прилетела пчёлка. Медвежата не стали её
прогонять, а покатали её у себя на лбу, двигая бровями вверх-вниз.
Пчёлка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать
6. Отдых.
Мама-медведица спела медвежатам колыбельную, а медвежата, устроившись
40

Поудобнее, стали дремать.
Психолог: Вы слушаете прекрасную музыку, вам снится красивый, добрый
сон… а сейчас просыпаемся и превращаемся в ребяток. Что снилось
медвежатам? Предлагаю нарисовать свои сны на волшебных подносах.
Рисование на песке «Сны медвежат»
Психолог: А теперь нам пора отправляться домой. Но послушайте, кто-то
шумит в лесу. Как вы думаете, кто это?
(Предположения детей)
Психолог: Это лесной дух Туби. Интересно в каком он сегодня настроении?
Давайте проверим. В нашей песочнице зарыто настроение Туби.
Познавательная игра «Собери эмоцию»
(Дети окапывают в песке пазлы и составляют из них пиктограмму злости.)
Психолог: ОказываетсяТуби сегодня сердитый. Но я знаю, как избавить его от
злости.
Игра «Тух-Туби-Дух»
Ведущий останавливается против игрока и сердито, нахмурив брови, говорит:
«Тух-Туби-Дух». Игрок становится ведущим.
Психолог: А теперь, чтоб в нас не осталось ни капельки злости Туби, надуем
волшебные мыльные пузыри и отправим нашу злость вместе с ними далекодалеко.
Упражнение «Мыльные пузыри»
Психолог: Злость нас покинула. Скажите, что вы сейчас чувствуете? Какое
настроение у вас?
(Ответы детей)
Психолог: Что ж, давай те поделимся частичкой своей доброты друг с другом.
Упражнение «Искорка».
Рефлексия.
(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не
понравилось.)
41

Оазис в пустыне
Психолог: Ребята, сегодня мы с вамипопали в пустыню.
Экспериментальная деятельность «В пустыне»
Психолог: Чего в пустыне бывает очень много? Песочное пространство в
пустыне называют дюны.
Игра «Волшебные дюны»
Дети погружают руки в песок, начинают шевелить пальчиками и следят за
изменеием ландшафта.
Беседа «Кто живёт в пустне»
Упражнение «Оазис для друзей»
Дети создают оазис при помощи камней, воды макетов деревьев.
Психолог: Если мы просто нальём воду на песок, получится ли у нас пруд? Что
же можно сделать?
(Ответы и рассуждения детей с последующими действиями)
Психомышечная тренировка «Жарко – холодно» (на напряжение и
расслабление мышц туловища)
Игра «Черепашки»
Детям нужно изобразить черепашку и как можно медленнее добраться до
указанного места. Кто придёт к финишу последним, тот и победитель.
Рефлексия.
(Дети обсуждают, что понравилось на занятии больше всего, что не
понравилось.)
В стране Вообразили
Элемент тренинга «Сказочная страна»
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Дети становятся друг за другом и держатся за плечи.
42

Проблемная ситуация «Как поступить с драконом»
Пальчиковая гимнастика «Помиримся»
Проективная методика «Несуществующее животное»
Конструктивная игра «Строим замок»
Юные археологи
Упражнение «Песочные часы»
Подвижная игра « Песчинки»
Раскопки
Психомышечная тренировка «Жарко – холодно»
Игра «Построим город»
Упражнение «Правила города»
Кукольный город
Проблемная ситуация Солдат ушёл воевать со стархом
Солдат и тряпичная кукла
Беседа «Как победить страх»
"Победим страх"
(коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)
Проективная игра.
Цель: установление психологического комфорта, положительного
эмоционального состояния.
Задачи:
•

Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.

•

Научить ребенка справляться с негативными эмоциями.

•

Научить ребенка выражать положительные эмоции.
43

•

Побуждать к активным действиям.

Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, бросовый и природный
материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.
Ход занятия
Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка
нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное
не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез.
На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из
материала и фигурок, которые выбрал.
Игра «Неваляшка»
Релаксация «Танец кукол»
Стана волшебников
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно,
холодно, одиноко. Мы как маленькие должны помочь выйти им оттуда. Но
наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не
увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами
отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза и произнесем
заклинание. Когда дети отворачиваются, психолог прячет в песке мелкие
игрушки.
Психолог предлагает детям взять кисточки. Я вам предлагаю аккуратно
кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить
наших друзей из темницы.
Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.
44

Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки,
они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ.
Психомышечная тренировка «Шалтай-Болтай»
Упражнение «Победитель злости»
Музыкальное сопровождение: Э.Григ «В пещере горного короля». (Метод
игротерапии: снятие негативных эмоций и физической агрессии)
Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем
злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший).
Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором
обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот)
Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого
волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость,
приглашаем радость». Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают
песочный шар.
Теперь медленно выравните поверхность песка руками. Давайте положим
ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника?
Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!
Упражнение Воздушный шарик»
Упражнение «Искорка»
Сон бабочки
Релаксация «Полёт бабочки»
Рисование на песке «Сон бабочки»
Упражнение «Цветик – семицветик»
Из сырого песка сделать цветок, украсить при помощи бросового материала
45

Игра «Добрые слова»
1. Упражнение "Секретик"
Цель: возможность выражения позитивных эмоций
Задача: выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности
Инструкция: Под прозрачное стеклышко (без острых краев) кладется картинка
и засыпается песком. Необходимо найти «секретик» и аккуратно раскопать его.
Объяснить что увидел, придумать рассказ и т.д.
Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли
играть? .

Облака настроений
Упражнение «Облака»
Релаксация «Облака»
Рисование на песке «Весеннее небо»
Затерянный город
П/игра с бурей Шуршихой
Этюд «В пустыне»
Игра «Волшебный сундучок»
Загадки про животных
Игра-классификация «Дом для животных»
Упражнение «Искорка дружбы»
Кладоискатели
Упражнение «Мы такие хорошие»
46

Воспитатель. Хозяин нашей песочницы очень чутко прислушивается ко всему,
что здесь происходит. Другое дело, если мы ему не понравимся, не сможем
доказать, что мы достойны узнать его тайны и сказки, сыграть с ним в
увлекательные игры, — он так и не появится!
Дети. Мы хорошие и добрые!
Воспитатель. Это надо доказать! Песочный Человечек нас слушает очень
внимательно и пустым словам не доверяет, ему нужны факты.
Милый Песочный Человечек! Я — Ирина Евгеньевна, я хочу рассказать тебе об
Асе. Асенька очень любит животных, она заботится о наших хомячках, всегда
накормит их, напоит, вычистит клетку. Благодаря Асе они у нас не болеют и
всегда веселы. Теперь твоя очередь, Ася!
А ся. Я расскажу о Роме?. Рома хороший, он конфеты всем дает
Игра «Следы на песке»
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на
песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,
двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук
делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком
руками друг с другом - "жучки здороваются").
Упражнение «Клад»
Психомышечная тренировка «Любопытная Варвара»
Игра-тренинг «Большие черепахи»
Игра-импровизация «Море волнуется раз…»
2.8. Иные компоненты
47

Список литературы

1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т.,
Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. «Организация проектной
деятельности в дошкольном образовании».
2. Веракса

Н.Е.,

Веракса

А.Н.

«Проектная

деятельность

дошкольников».
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные,
развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по
песочной терапии. СПб.: Речь 2002
5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.
Песочная игротерапия. – СПб.: Инсти- тут специальной
педагогики и психологии, 1998. – 50 с. 3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э.
И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для
воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.:
Сфера, 2011. – 61 с.
6. Грабенко,Т.М.

«Игры

с

песком,

или

песочная

терапия»

/Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».