Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности Юный иженер

«

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Верх - Исетского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 373

г. Екатеринбург, ул. Гурзуфская, 19 б
тел. (факс): 8-343-308-00-73
e-mail: mdou373@eduekb.ru
сайт: http://373.tvoysadik.ru
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ - детский сад №373
Протокол № 1 от 28.08.2022г

детский сад №373
_____ К. А. Носова
2022г. №

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности «Юный инженер»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации - 2 года

Разработчик:
Башорина Ю.В., \
Педагог дополнительного образования,
высшая кв. кат.

г. Екатеринбург, 2022 г.

Оглавление

1. Целевой раздел................ ................................................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка к рабочей программе.................................... .......................... 3
1.1.1. Введение................................................................ .1.................................................... 3
1.1.2. Цели и задачи реализации программы...................................................................... 5
1.2. Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей программы............... 6
1.3. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста......... 8
1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
программы дошкольного образования............................................................................ 9
2. Содержательный раздел...................................................................................................11
2.1. Учебно - тематический план.......................................................................................... 11
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфика их образовательных
потребностей и интересов
17
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, с социальными
партнерами, со специалистами дошкольного образовательного учреждения........ 19
3. Организационный раздел............................................................................................... 21
3.1. Материально - техническое обеспечение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания......................... 21
3.2. Мониторинг образовательной деятельности................................................................ 22
4. Краткая аннотация к программе............................................................ ..............
27
Приложения...................................................................................................................... 28
Приложение!. Календарный учебный график на 2019 - 2020 ученый год................
Приложение 2. Календарно - тематическое планирование............................................
Приложение2. Расписание................................................................................................

I.

И.

Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1.1. Введение

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие
люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования
требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой
познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом
в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые
задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим
огромное значение отведено конструированию.
В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих
перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и
воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых
технологий в конструировании. Использование конструкторов в образовательной работе с
детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой
деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том
числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель,
подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия
полученного результата с замыслом.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и
роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы
человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов,
игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста
интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это
устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась
возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения
технических объектов.
Актуальность программы заключается в следующем:
-востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе
в естественнонаучном направлении;
- формирование предпосылок инженерного мышления;
-отсутствие методического обеспечения формирования основ технического
творчества, навыков начального программирования;
-необходимость ранней пропедевтики научно - технической профессиональной
ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий региона: внедрение
наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных
специалистов.
Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной
политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях
модернизации образования.
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности
обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует

развитий) информационной культуры и взаимодействию с миром технического
творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты
особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена
исследовательская (творческая) деятельность.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе
которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего
мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования
профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к
технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Основанием для разработки программы служат:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»
• Пр. Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта ДО»
• Образовательная
программа
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения - детский сад № 373;
•
Пр. Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Пр. Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8 «Об утверждении примерной формы
договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»
• Пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
• Пр. Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на
обучение по образовательным программам дошкольного образования»
• Пост. Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания
платных образовательных услуг»
• Устав МБДОУ № 373.
• Договор с родителями (или лицами их заменяющих) воспитанника.

1.1.2.

Цель, задачи программы по образовательной робототехнике.

Цель программы - развитие технического творчества, информационной культуры и
формирование научно - технической профессиональной ориентации у детей старшего
дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи:
формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни
человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
приобщать к научно - техническому творчеству, развивать умение постановки
технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное
решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
формировать умения строить модели по схемам;
получить практические навыки конструктивного воображения при разработке
индивидуальных или совместных проектов;
через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в
реальной жизни;
развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение

детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств,
составлять таблицы для отображения и анализа данных;
развивать познавательные процессы: внимание, оперативную память,
воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое);
формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и
окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при
работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании
робототехнических моделей
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и
его результатам;
формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой
группе (в паре).
воспитывать активность, самостоятельность, дисциплину, аккуратность и
внимательность в работе.
Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей
программы:
В основе Программы заложены следующие основные принципы:
1)
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение
(амплификация) детского развития;
2)
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3)
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию
детей вусловиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
6)
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка вразличных видах деятельности;
8)
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
*4
9)
учет этнокультурной ситуации развития детей;
10)
сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека;
11) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
и детей;
12) уважение личности ребенка;
13)
реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного
возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности,в
форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие
ребенка.
В Программе учитываются следующие подходы:
1)
личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы
личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно­
ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи -помочь ребенку в
осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческихвозможностей,
1.2.

способствующих
становлению
самосознания
и обеспечивающих возможность
самореализации самоутверждения.
2)
деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не
пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное
взаимодействие с ней.
Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе
сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее
взрослого.
Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных
дошкольному возрасту формах, выстраивается потребностей и интересов детей. Основной
мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе - наличие (отсутствие)
интереса.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию детей, что позволяет сделать
их деятельность успешной; учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и
находить пути и средства ее достижения; создавать условия для формирования у детей
навыков оценки и самооценки.
Характеристика особенностей развития детей для разработки и реализации рабочей
программы
Дети 5-6 лет
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать .
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Ребёнок этого
возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти
изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. Для запоминания дети уже могут
использовать несложные приёмы и средства.
Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Дети режеприбегают к
наглядно-действенному мышлению (только в тех случаях, когда сложно без практических
проб выявить необходимые связи). Развивается прогностическая функция мышления.
В возрасте 5-6 лет активно развивается воображение. Оно начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы
воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Действия
воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в
игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора.
Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают
обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может
осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Дети 6-7 лет
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В немможет
быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными
способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе

сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся
симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе
зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно
представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и
материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по
степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

Планируемые результаты, как ориентиры освоения программы
дополнительного образования по робототехнике
ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и
самостоятельность
в
среде
программирования
LEGO
Образовательныйробототехнический модуль (предварительный уровень), общении,
познавательно-исследовательской и технической деятельности;
ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой
группы (в пары);
ребенок обладает установкой положительного отношения к роботоконструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства;
ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными
источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в
том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и
конструировании;
ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком
с основными компонентами конструктора LEGO; видами подвижных и неподвижных
соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое
решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской
деятельности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои
движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором;
ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в
отношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с
электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических
моделей;
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической
деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические
задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;

1.3.

- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической
деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические
задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о
робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора
Образовательный робототехнический
модуль (предварительный уровень) по
разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов, создает
программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их
самостоятельно;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений,
опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на
основе конструктора; умеет корректировать конструкции.
Формы подведения итогов освоения детьми программы по образовательной
робототехнике
-выставки
-конструирование собственных моделей на основе предыдущей основы
-участие в конкурсах по робототехнике.
2.
Содержательный раздел
2.1.
Учебно - тематический пландля группы детей 5-6 лет
N п/
п

Название раздела, темы

1

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Знакомство с компонентами конструктора
LEGO «Простые механизмы». Зубчатые колеса.
Построение принципиальных моделей.

1

0,5

0,5

2

Основное задание: Карусель

1

0,5

0,5

3

Творческое задание: Тележка с попкорном

1

0,5

0,5

4

Колеса и оси. Построение принципиальных
моделей.

1

0,5

0,5

5

Основное задание: Машинка

1

0,5

0,5

6

Творческое задание: Тачка

1

0,5

0,5

7

Колеса и оси. Построение принципиальных
моделей.

1

0,5

0,5

8

Основное задание: Машинка

1

0,5

0,5

9

Творческое задание: Тачка

1

0,5

0,5

10

Рычаги. Построение принципиальных моделей.

1

0,5

0,5

И

Основное задание: Катапульта

1

0,5

0,5

12

Творческое задание: Железнодорожный
переезд со шлагбаумом

1

0,5

0,5

13

Шкивы. Построение принципиальных моделей.

1

0,5

0,5

14

Основное задание: Сумасшедшие полы

1

0,5

0,5

15

Творческое задание: Подъемный кран

1

0,5

0,5

16

Конструирование по замыслу на основе
изученных механизмов

1

0,5

0,5

17

Знакомство со средой программирования
LEGO WeDo (блоки, пиктограммы, связь
блоков программы с конструктором). Мотор и
ось. Зубчатые передачи: холостая,
понижающая, повышающая.

1

0,5

0,5

18

Датчик наклона, датчик движения. Коронная
шестерня, червячная шестерня, кулачковый
механизм.

1

0,5

0,5

19

Шкивы и ремень: перекрёсный ремень,
понижение скорости, повышение скорости.
Блок цикл.

1

0,5

0,5

20

Раздел «Забавные механизмы»

1

0,5

0,5

«Танцующие птицы»: знакомство с
«первымишагами», конструирование
модели.

21

«Танцующие птицы»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением).

1

0,5

0,5

22

«Умная вертушка»: конструирование модели.

1

0,5

0,5

23

«Умная вертушка»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением).

1

0,5

0,5

24

«Обезьянка - барабанщица»: знакомство с

1

0,5

0,5

«первыми шагами», конструирование модели.

25

«Обезьянка - барабанщица»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением).

1

Ч0,5

0,5

26

«Голодный аллигатор»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

27

«Голодный аллигатор»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением).

1

0,5

0,5

28

«Рычащий лев»: конструирование модели.

1

0,5

0,5

29

«Рычащий лев»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением).

1

0,5

0,5

30

«Порхающая птица»: конструирование модели.

31

Раздел «Футбол»
\
«Нападающий»: конструирование модели.

1

0,5

0,5

. 1

0,5

0,5

л

32

«Нападающий»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением).

1

0,5

0,5

33

«Вратарь»: конструирование модели.

1

0,5

0,5

34

«Вратарь»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением).

1

0,5

0,5

35

«Ликующие болельщики»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

36

«Ликующие болельщики»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением).

1

0,5

0,5

37

Раздел «Приключения»

1

0,5

0,5

«Спасение самолета»: конструирование
модели.
38

«Спасение самолета»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением).

1

0,5

0,5

39

«Спасение от великана»: развитие
(программирование модели с более сложным
поведением).

1

0,5

0,5

40

«Непотопляемый парусник»:
конструированиемодели.

1

0,5

0,5

40

20

20

Итого:

2.2.

N п/
п

Учебно - тематический план для группы детей 6-7 лет

Количество часов

Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство со средой
программирования LEGO WeDo (блоки,
пиктограммы, связь блоков программы с
конструктором). Мотор и ось. Зубчатые
передачи: холостая, понижающая,
повышающая.

1

0,5

0,5

2

Датчик наклона, датчик движения.
Коронная шестерня, червячная шестерня,
кулачковый механизм.

1

0,5

0,5

3

Шкивы и ремень: перекрёсный ремень,
понижение скорости, повышение
скорости. Блок цикл.

1

0,5

0,5

4

Раздел «Забавные механизмы»
«Танцующие птицы»: знакомство с
«первыми шагами», конструирование
модели.

1

0,5

0,5

5

«Умная вертушка»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

6

«Обезьянка - барабанщица»: знакомство с
«первыми шагами», конструирование
модели.

1

0,5

0,5

7

«Обезьянка - барабанщица»: развитие
(программирование модели с более
сложным поведением).

1

0,5

0,5

8

«Голодный аллигатор»: конструирование
модели.

1

0,5

'? 0,5

9

«Голодный аллигатор»: развитие
(программирование модели с более
сложным поведением).

1

0,5

0,5

10

«Рычащий лев»: конструирование модели.

1

0,5

0,5

11

«Рычащий лев»: развитие
(программирование модели с более
сложным поведением).

1

0,5

0,5

12

«Порхающая птица»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

13

Раздел «Футбол»
«Нападающий»: конструирование модели.

1

0,5

0,5

14

«Вратарь»: конструирование модели.

1

0,5

0,5

15

«Вратарь»: развитие (программирование
модели с более сложным поведением).

1 .

0,5

0,5

16

«Ликующие болельщики»:
конструирование модели.

1

0,5

0,5

17

Раздел «Приключения»
«Спасение самолета»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

18

«Спасение от великана»:
конструирование модели.

1

0,5

0,5

19

«Спасение от великана»: развитие
(программирование модели с более
сложным поведением).

1

0,5

0,5

20

Знакомство с конструктором LEGOWeDo
2.0 и средой программирования LEGO
WeDo 2.0 (блоки, пиктограммы, связь
блоков программы с конструктором).
Понятие колебания. «Робот - тягач»:
конструирование модели.

1

0,5

0,5

21

Колебания. «Дельфин»: конструирование
модели

1

0,5

0,5

22

Езда. «Гоночный автомобиль»:
конструирование модели

1

0,5

0,5

23

Езда. «Вездеход»: конструирование
модели

1

0,5

0,5

24

Рычаг. «Землетрясение»:
конструирование.

1

0,5

0,5

25

Рычаг. «Динозавр»: конструирование.

1

°А

0,5

26

Ходьба. «Лягушка»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

27

Ходьба. «Горилла»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

28

Вращение. «Цветок»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

29

Вращение. «Подъемный кран»:
конструирование модели.

1

0,5

0,5

30

Изгиб. «Паводковый шлюз»:
конструирование модели.

1

0,5

0,5

31

Изгиб. «Рыба»: конструирование модели.

1

32

Катушка. «Вертолет»: конструирование
модели.

1

33

Катушка. «Паук»: конструирование
модели.

34

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Подъем. «Грузовик для переработки
отходов»: конструирование модели.

1

0,5

0,5

35

Подъем. «Мусоровоз»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

36

Захват. «Змея»: конструирование модели.

1

0,5

0,5

37

Толчок. «Гусеница»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

38

Толчок. «Богомол»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

39

Поворот. «Устройство оповещения»:
конструирование модели.

1

0,5

0,5

40

Поворот. «Мост»: конструирование
модели.

1

0,5

0,5

Итого:

40

20

20

Я*

Алгоритм организации совместной деятельности
Обучение состоит из нескольких этапов:
Конструирование
Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают
вместе». Работа с продуктами LEGO Образовательный робототехнический модуль
(предварительный уровень)базируется на принципе практического обучения: сначала
обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа
«Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции для педагога и
обучающегося. При желании можно специально отвести время для усовершенствования
предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.
Рефлексия и развитие
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют и конкретизируют
полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них
знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое
влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали,
проводят измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят
презентации, придумывают сюжеты, разыгрывают сюжетно - ролевые ситуации,
задействуют в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности
для оценки достижений воспитанников.

2.3.
Фермы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфика их образовательных потребностей и
интересов

Формы организации обучения:
- Традиционные (занятия)
- Комбинированные (интегрированные занятия)
- Практические (самостоятельная работа детей)
- Игры, конкурсы, мастер-классы.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
- конструирование, программирование, творческие исследования, презентация
своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные
ситуации, похвала, поощрение).
Для обучения детей используются разнообразные методы и приемы:
Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру,
форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно­
рецептивный

Обследование деталей конструктора для знакомства с формой
и определения пространственных соотношений между ними
(на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и
ребёнка. Чтение художественной литературы, загадки,
пословицы, минутки размышления.Моделирование ситуаций.
Совместная деятельность педагога и ребёнка, детей в группах и
подгруппах.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности: собирание
моделей и конструкций по образцу (схеме), беседа, упражнения
по аналогу.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы - конструирование, сборка
моделей, создание макетов, обыгрывание постройки.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Беседа,
рассказ, инструктаж, объяснение.

Игровой

Использование сюжета игр для организации
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение
вариативных заданий.

детской

Метод стимулирования и Игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
мотивации деятельности
2.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, с социальными
партнерами, со специалистами ДОУ

Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями)
Семья является институтом первичной социализации и образования, который
оказывает большое влияние на развитие ребенка дошкольном возрасте. Тесное
сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге обе стороны
могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о
ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями
(законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и
интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания
детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей
является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
В современных условиях дошкольное образовательная организация является
единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим
с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей;
обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Содержание работы с родителями:
Направления
Непосредственное
включение родителей в
дополнительную образовательную
деятельность

Формы взаимодействия
Открытые занятия
Праздники и развлечения
Приглашение на презентации технических
изделий, макетов
Подготовка фото-видео отчетов создания
моделей и других технических объектов.
Индивидуальные встречи по инициативе
родителей
Консультации
Буклеты, памятки
Родительское собрание

Повышение компетентности
в вопросах воспитания и
образования детей с учетом
принципов индивидуализации и
дифференциации
Анкеты/Опросы
Обеспечение независимой
Собеседование
оценки качества образовательного
процесса (условий)
Взаимодействие с семьей.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить
без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и
педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые
должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая

затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги
должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
• Побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и
определять свойства, качества и назначения предметов;
• Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью
постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
• Направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
• Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности
знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные
ситуации;
• Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и
сверстниками;
• Поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о
значении экспериментирования в развитии ребенка - дошкольника, о содержании
работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом
возрастном этапе.
Принципы взаимодействия с родителями
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на
котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении с родителями
неуместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная
модель взаимодействия с семьей останется «модель на бумаге», если не выработает для
себя конкретных форм общения с родителями. Доброжелательное взаимодействие
педагога с родителями, значит гораздо больше, чем отдельно проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход необходим не только на работе с детьми, но и в работе с
родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение
мамы и папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в
большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как
им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой
пропаганды педагогических знании сегодня вряд ли принесет положительные
результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и
поддержки
семьи
в
сложных
педагогических
ситуациях,
демонстрация
заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на
изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и
воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и
направления работы детского сада с семьей.

3.
Организационный раздел
3.1.
Материально - техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, соответствующем
требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам.
Помещение имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.
С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к
научно-техническому творчеству, была создана предметно-развивающая среда:
Материально-техническое обеспечение:
Наименование
Ноутбук HP
Интерактивный пол
Проектор
Конструктор Роботрек Брайн А и В
Конструктор Роботрек Малыш-1

Количество
5
1
1
4
1

Методическое обеспечение программы
1. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности:
Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.
2. М.С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании в условиях
введения ФГОС: пособие для педагогов - ИПЦ Маска, 2013. - 56 с.
3. Л. А. Парамонова Теория и методика творческого конструирования в детском
саду М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012. 144 с. (Новый детский сад с любовью).
5. Комарова Л. Г. Строим из лего: Моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктура LEGO / Л. Г. Комарова. -М. ЛинкаПресс, 2001. - 80 с.
6. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские
модели. Презентации в электронном приложении/ О. В. Мельникова. - Волгоград:
Учитель. - 51 с.

3.2.

Мониторинг образовательной деятельности

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая
оценка производится педагогическим работником в рамках мониторинга (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в оснбове их дальнейшего
планирования).
Мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и
специально организованной деятельности. Инструментарий для мониторинга - карты
наблюдений детского творчества, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы
установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения
конфликтов, лидерства)
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою
деятельность).
Цель наблюдения: выявление динамики развития у детей дошкольного возраста
представлений, умений и навыков в области конструирования, интегративных качеств и
характеристик.
Задачи:
1) Оценка на основе наблюдения индивидуальных особенностей освоения
детьми первоначальных представлений и умений в области конструирования;
2) Оценка общеинтеллектуальных характеристик и особенностей развития
мелкой моторики детей дошкольного возраста;
3) Сопоставление результатов контрольных диагностических замеров,
выявление динамики развития первоначальных представлений, умений в области
конструирования, общеинтеллектуальных характеристик и мелкой моторики детей
дошкольного возраста, анализ типичных затруднений.
Вид наблюдения: невключенное, формализованное.
Условия осуществления наблюдения: наблюдение осуществляется во время
групповых занятий по конструированию. Детям предлагается выполнить следующие
задания:
1)
репродуктивное
2)
творческое.
Формы организации работы детей по выполнению заданий - индивидуальная и
групповая.
Результаты наблюдения фиксируются в таблице при помощи системы условных
обозначений
Оценка индивидуальных особенностей освоения детьми первоначальных
представлений и умения в области конструирования, общеинтеллектуальных характеристик
и особенностей развития мелкой моторики детей осуществляется в соответствии с
показателями, выявленными на основе работ отечественных исследователей: Л. С.
Выготского, В. С. Мухиной, Р. С. Немова, Г. С. Абрамовой, Г. А. Урунтаевой, А. Н.
Давидчук, Л. А. Венгера, Л. А. Парамоновой, С. В. Петрушиной и др.

Условные обозначения или способ фиксации результатов наблюдения:
«О» - не проявляется;
«1» - проявляется.
Обработка результатов наблюдения предполагает вычисление среднего балла по
каждому респонденту и определение уровня развития навыков конструирования на основе
шкалы перевода среднего балла в уровень:
0,8 - 1 - высокий уровень
0,6 - 0,79 - средний уровень
0,4 - 0,59 - низкий уровень.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».