« Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Верх - Исетского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 373 г. Екатеринбург, ул. Гурзуфская, 19 б тел. (факс): 8-343-308-00-73 e-mail: mdou373@eduekb.ru сайт: http://373.tvoysadik.ru ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ - детский сад №373 Протокол № 1 от 28.08.2022г детский сад №373 _____ К. А. Носова 2022г. № Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный инженер» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации - 2 года Разработчик: Башорина Ю.В., \ Педагог дополнительного образования, высшая кв. кат. г. Екатеринбург, 2022 г. Оглавление 1. Целевой раздел................ ................................................................................................. 3 1.1. Пояснительная записка к рабочей программе.................................... .......................... 3 1.1.1. Введение................................................................ .1.................................................... 3 1.1.2. Цели и задачи реализации программы...................................................................... 5 1.2. Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей программы............... 6 1.3. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста......... 8 1.4. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы дошкольного образования............................................................................ 9 2. Содержательный раздел...................................................................................................11 2.1. Учебно - тематический план.......................................................................................... 11 2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфика их образовательных потребностей и интересов 17 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, с социальными партнерами, со специалистами дошкольного образовательного учреждения........ 19 3. Организационный раздел............................................................................................... 21 3.1. Материально - техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания......................... 21 3.2. Мониторинг образовательной деятельности................................................................ 22 4. Краткая аннотация к программе............................................................ .............. 27 Приложения...................................................................................................................... 28 Приложение!. Календарный учебный график на 2019 - 2020 ученый год................ Приложение 2. Календарно - тематическое планирование............................................ Приложение2. Расписание................................................................................................ I. И. Целевой раздел Пояснительная записка 1.1.1. Введение Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых технологий в конструировании. Использование конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Актуальность программы заключается в следующем: -востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении; - формирование предпосылок инженерного мышления; -отсутствие методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования; -необходимость ранней пропедевтики научно - технической профессиональной ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий региона: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования. Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитий) информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Основанием для разработки программы служат: • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» • Пр. Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ДО» • Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 373; • Пр. Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» • Пр. Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» • Пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» • Пр. Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» • Пост. Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» • Устав МБДОУ № 373. • Договор с родителями (или лицами их заменяющих) воспитанника. 1.1.2. Цель, задачи программы по образовательной робототехнике. Цель программы - развитие технического творчества, информационной культуры и формирование научно - технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Задачи: формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств; приобщать к научно - техническому творчеству, развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел; формировать умения строить модели по схемам; получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов; через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни; развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных; развивать познавательные процессы: внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое); формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре). воспитывать активность, самостоятельность, дисциплину, аккуратность и внимательность в работе. Принципы и подходы к формированию и реализации рабочей программы: В основе Программы заложены следующие основные принципы: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей вусловиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка вразличных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); *4 9) учет этнокультурной ситуации развития детей; 10) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; 11) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; 12) уважение личности ребенка; 13) реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности,в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка. В Программе учитываются следующие подходы: 1) личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи -помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческихвозможностей, 1.2. способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации самоутверждения. 2) деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого. Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается потребностей и интересов детей. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе - наличие (отсутствие) интереса. В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения; создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки. Характеристика особенностей развития детей для разработки и реализации рабочей программы Дети 5-6 лет К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать . Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. Для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства. Ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Дети режеприбегают к наглядно-действенному мышлению (только в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи). Развивается прогностическая функция мышления. В возрасте 5-6 лет активно развивается воображение. Оно начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети 6-7 лет Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В немможет быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. Планируемые результаты, как ориентиры освоения программы дополнительного образования по робототехнике ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования LEGO Образовательныйробототехнический модуль (предварительный уровень), общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности; ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары); ребенок обладает установкой положительного отношения к роботоконструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации; - ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором; ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками; - ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей; - ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать; 1.3. - ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать; - ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора Образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень) по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно; - ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора; умеет корректировать конструкции. Формы подведения итогов освоения детьми программы по образовательной робототехнике -выставки -конструирование собственных моделей на основе предыдущей основы -участие в конкурсах по робототехнике. 2. Содержательный раздел 2.1. Учебно - тематический пландля группы детей 5-6 лет N п/ п Название раздела, темы 1 Количество часов Всего Теория Практика Знакомство с компонентами конструктора LEGO «Простые механизмы». Зубчатые колеса. Построение принципиальных моделей. 1 0,5 0,5 2 Основное задание: Карусель 1 0,5 0,5 3 Творческое задание: Тележка с попкорном 1 0,5 0,5 4 Колеса и оси. Построение принципиальных моделей. 1 0,5 0,5 5 Основное задание: Машинка 1 0,5 0,5 6 Творческое задание: Тачка 1 0,5 0,5 7 Колеса и оси. Построение принципиальных моделей. 1 0,5 0,5 8 Основное задание: Машинка 1 0,5 0,5 9 Творческое задание: Тачка 1 0,5 0,5 10 Рычаги. Построение принципиальных моделей. 1 0,5 0,5 И Основное задание: Катапульта 1 0,5 0,5 12 Творческое задание: Железнодорожный переезд со шлагбаумом 1 0,5 0,5 13 Шкивы. Построение принципиальных моделей. 1 0,5 0,5 14 Основное задание: Сумасшедшие полы 1 0,5 0,5 15 Творческое задание: Подъемный кран 1 0,5 0,5 16 Конструирование по замыслу на основе изученных механизмов 1 0,5 0,5 17 Знакомство со средой программирования LEGO WeDo (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). Мотор и ось. Зубчатые передачи: холостая, понижающая, повышающая. 1 0,5 0,5 18 Датчик наклона, датчик движения. Коронная шестерня, червячная шестерня, кулачковый механизм. 1 0,5 0,5 19 Шкивы и ремень: перекрёсный ремень, понижение скорости, повышение скорости. Блок цикл. 1 0,5 0,5 20 Раздел «Забавные механизмы» 1 0,5 0,5 «Танцующие птицы»: знакомство с «первымишагами», конструирование модели. 21 «Танцующие птицы»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 22 «Умная вертушка»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 23 «Умная вертушка»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 24 «Обезьянка - барабанщица»: знакомство с 1 0,5 0,5 «первыми шагами», конструирование модели. 25 «Обезьянка - барабанщица»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 Ч0,5 0,5 26 «Голодный аллигатор»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 27 «Голодный аллигатор»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 28 «Рычащий лев»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 29 «Рычащий лев»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 30 «Порхающая птица»: конструирование модели. 31 Раздел «Футбол» \ «Нападающий»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 . 1 0,5 0,5 л 32 «Нападающий»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 33 «Вратарь»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 34 «Вратарь»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 35 «Ликующие болельщики»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 36 «Ликующие болельщики»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 37 Раздел «Приключения» 1 0,5 0,5 «Спасение самолета»: конструирование модели. 38 «Спасение самолета»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 39 «Спасение от великана»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 40 «Непотопляемый парусник»: конструированиемодели. 1 0,5 0,5 40 20 20 Итого: 2.2. N п/ п Учебно - тематический план для группы детей 6-7 лет Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. Знакомство со средой программирования LEGO WeDo (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). Мотор и ось. Зубчатые передачи: холостая, понижающая, повышающая. 1 0,5 0,5 2 Датчик наклона, датчик движения. Коронная шестерня, червячная шестерня, кулачковый механизм. 1 0,5 0,5 3 Шкивы и ремень: перекрёсный ремень, понижение скорости, повышение скорости. Блок цикл. 1 0,5 0,5 4 Раздел «Забавные механизмы» «Танцующие птицы»: знакомство с «первыми шагами», конструирование модели. 1 0,5 0,5 5 «Умная вертушка»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 6 «Обезьянка - барабанщица»: знакомство с «первыми шагами», конструирование модели. 1 0,5 0,5 7 «Обезьянка - барабанщица»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 8 «Голодный аллигатор»: конструирование модели. 1 0,5 '? 0,5 9 «Голодный аллигатор»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 10 «Рычащий лев»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 11 «Рычащий лев»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 12 «Порхающая птица»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 13 Раздел «Футбол» «Нападающий»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 14 «Вратарь»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 15 «Вратарь»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 . 0,5 0,5 16 «Ликующие болельщики»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 17 Раздел «Приключения» «Спасение самолета»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 18 «Спасение от великана»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 19 «Спасение от великана»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). 1 0,5 0,5 20 Знакомство с конструктором LEGOWeDo 2.0 и средой программирования LEGO WeDo 2.0 (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). Понятие колебания. «Робот - тягач»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 21 Колебания. «Дельфин»: конструирование модели 1 0,5 0,5 22 Езда. «Гоночный автомобиль»: конструирование модели 1 0,5 0,5 23 Езда. «Вездеход»: конструирование модели 1 0,5 0,5 24 Рычаг. «Землетрясение»: конструирование. 1 0,5 0,5 25 Рычаг. «Динозавр»: конструирование. 1 °А 0,5 26 Ходьба. «Лягушка»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 27 Ходьба. «Горилла»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 28 Вращение. «Цветок»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 29 Вращение. «Подъемный кран»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 30 Изгиб. «Паводковый шлюз»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 31 Изгиб. «Рыба»: конструирование модели. 1 32 Катушка. «Вертолет»: конструирование модели. 1 33 Катушка. «Паук»: конструирование модели. 34 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Подъем. «Грузовик для переработки отходов»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 35 Подъем. «Мусоровоз»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 36 Захват. «Змея»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 37 Толчок. «Гусеница»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 38 Толчок. «Богомол»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 39 Поворот. «Устройство оповещения»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 40 Поворот. «Мост»: конструирование модели. 1 0,5 0,5 Итого: 40 20 20 Я* Алгоритм организации совместной деятельности Обучение состоит из нескольких этапов: Конструирование Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень)базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции для педагога и обучающегося. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных. Рефлексия и развитие Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют и конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, разыгрывают сюжетно - ролевые ситуации, задействуют в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников. 2.3. Фермы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфика их образовательных потребностей и интересов Формы организации обучения: - Традиционные (занятия) - Комбинированные (интегрированные занятия) - Практические (самостоятельная работа детей) - Игры, конкурсы, мастер-классы. Основные формы и методы образовательной деятельности: - конструирование, программирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами; - словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение); - наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции); - практический (сборка моделей); - репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации); - частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); - исследовательский метод; - метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение). Для обучения детей используются разнообразные методы и приемы: Методы Приёмы Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационно рецептивный Обследование деталей конструктора для знакомства с формой и определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. Чтение художественной литературы, загадки, пословицы, минутки размышления.Моделирование ситуаций. Совместная деятельность педагога и ребёнка, детей в группах и подгруппах. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности: собирание моделей и конструкций по образцу (схеме), беседа, упражнения по аналогу. Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы - конструирование, сборка моделей, создание макетов, обыгрывание постройки. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Беседа, рассказ, инструктаж, объяснение. Игровой Использование сюжета игр для организации деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных заданий. детской Метод стимулирования и Игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение. мотивации деятельности 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, с социальными партнерами, со специалистами ДОУ Цели и задачи партнерства с родителями (законными представителями) Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка дошкольном возрасте. Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОУ. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. В современных условиях дошкольное образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Содержание работы с родителями: Направления Непосредственное включение родителей в дополнительную образовательную деятельность Формы взаимодействия Открытые занятия Праздники и развлечения Приглашение на презентации технических изделий, макетов Подготовка фото-видео отчетов создания моделей и других технических объектов. Индивидуальные встречи по инициативе родителей Консультации Буклеты, памятки Родительское собрание Повышение компетентности в вопросах воспитания и образования детей с учетом принципов индивидуализации и дифференциации Анкеты/Опросы Обеспечение независимой Собеседование оценки качества образовательного процесса (условий) Взаимодействие с семьей. Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач: • Побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; • Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; • Направлять поисковую деятельность старших дошкольников; • Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; • Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; • Поощрять возникновение проблемных вопросов. Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка - дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе. Принципы взаимодействия с родителями Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «модель на бумаге», если не выработает для себя конкретных форм общения с родителями. Доброжелательное взаимодействие педагога с родителями, значит гораздо больше, чем отдельно проведенное мероприятие. Индивидуальный подход необходим не только на работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знании сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. 3. Организационный раздел 3.1. Материально - техническое обеспечение программы Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к научно-техническому творчеству, была создана предметно-развивающая среда: Материально-техническое обеспечение: Наименование Ноутбук HP Интерактивный пол Проектор Конструктор Роботрек Брайн А и В Конструктор Роботрек Малыш-1 Количество 5 1 1 4 1 Методическое обеспечение программы 1. Шайдурова Н.В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128с. 2. М.С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов - ИПЦ Маска, 2013. - 56 с. 3. Л. А. Парамонова Теория и методика творческого конструирования в детском саду М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с. 4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012. 144 с. (Новый детский сад с любовью). 5. Комарова Л. Г. Строим из лего: Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктура LEGO / Л. Г. Комарова. -М. ЛинкаПресс, 2001. - 80 с. 6. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении/ О. В. Мельникова. - Волгоград: Учитель. - 51 с. 3.2. Мониторинг образовательной деятельности Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках мониторинга (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в оснбове их дальнейшего планирования). Мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для мониторинга - карты наблюдений детского творчества, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства) игровой деятельности; познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность). Цель наблюдения: выявление динамики развития у детей дошкольного возраста представлений, умений и навыков в области конструирования, интегративных качеств и характеристик. Задачи: 1) Оценка на основе наблюдения индивидуальных особенностей освоения детьми первоначальных представлений и умений в области конструирования; 2) Оценка общеинтеллектуальных характеристик и особенностей развития мелкой моторики детей дошкольного возраста; 3) Сопоставление результатов контрольных диагностических замеров, выявление динамики развития первоначальных представлений, умений в области конструирования, общеинтеллектуальных характеристик и мелкой моторики детей дошкольного возраста, анализ типичных затруднений. Вид наблюдения: невключенное, формализованное. Условия осуществления наблюдения: наблюдение осуществляется во время групповых занятий по конструированию. Детям предлагается выполнить следующие задания: 1) репродуктивное 2) творческое. Формы организации работы детей по выполнению заданий - индивидуальная и групповая. Результаты наблюдения фиксируются в таблице при помощи системы условных обозначений Оценка индивидуальных особенностей освоения детьми первоначальных представлений и умения в области конструирования, общеинтеллектуальных характеристик и особенностей развития мелкой моторики детей осуществляется в соответствии с показателями, выявленными на основе работ отечественных исследователей: Л. С. Выготского, В. С. Мухиной, Р. С. Немова, Г. С. Абрамовой, Г. А. Урунтаевой, А. Н. Давидчук, Л. А. Венгера, Л. А. Парамоновой, С. В. Петрушиной и др. Условные обозначения или способ фиксации результатов наблюдения: «О» - не проявляется; «1» - проявляется. Обработка результатов наблюдения предполагает вычисление среднего балла по каждому респонденту и определение уровня развития навыков конструирования на основе шкалы перевода среднего балла в уровень: 0,8 - 1 - высокий уровень 0,6 - 0,79 - средний уровень 0,4 - 0,59 - низкий уровень.