Полифункциональная игрушка "Умные крышечки"
01.01.2017
Методическая разработка «Полифункциональная развивающая игрушка/игровое пособие для дошкольников
«Умные крышечки»
Авторы-составители:
Поровай С.М, воспитатель;
Мухлынина О.Н., учитель-логопед
I.Паспорт методической разработки
«Полифункциональная развивающая
игрушка/игровое пособие для дошкольников»
Показатели | Характеристика разработки |
Название развивающей игрушки/игрового пособия | «Умные крышечки» |
Целевое назначение развивающей игрушки/игрового пособия | Развитие речи (словаря, связной речи, звуковой культуры речи); познавательное развитие (актуализация знаний об окружающем мире, формирование и развитие пространственных представлений);развитие мелкой моторики; развитие психических процессов (логического мышления, памяти, творческого воображения)и.д.р. |
Полифункциональность развивающей игрушки/игрового пособия | Игровым пособием дети могут пользоваться в самостоятельной деятельности, в игровой деятельности со сверстниками, также совместно с педагогом в индивидуальной и подгрупповой работе. В зависимости от целей и задач можно подбирать различные дидактические игры |
Целевая группа развивающей игрушки/игрового пособия (возрастная группа (группы) дошкольников, для которых она подходит) | Предназначена для дошкольников с 3-х до 7-ми лет |
Краткое описание развивающей игрушки/игрового пособия | Игровое пособие состоит из фишек (пластиковые крышки с наклеенными на них картинками по разным лексическим темам (насекомые, животные (дикие, домашние), деревья, грибы, цветы, листья, мебель, игрушки и.д.р.)) и игрового поля (пластиковая панель с приклеенными горлышками от бутылок). |
Экологические характеристики и безопасность материала игрушки/игрового пособия | В изготовлении используется гладкая, обработанная деревянная доска и пластиковые бутылки с крышками, используемых для хранения пищевых продуктов. |
Экономические характеристики (бюджет) игрушки/игрового пособия | 2000 рублей |
Аналоги развивающей игрушки/игрового пособия (если есть) | Мини-робот «Bee-bot»,игры Монтессори. |
Сведения об авторе (ах): ФИО, должность и место работы, квалификационная категория, контактные телефоны. | Мухлынина Оксана Николаевна, учитель-логопед; Поровай Светлана Михайловна, воспитатель, первая категория. МБДОУ-детский сад №373, 233-50-13 |
II. Задачи использования развивающей игрушки/игрового пособия:
Область «речевое развитие»
1) Развитие лексического запаса.
2) Развитие грамматического строя речи.
3) Формирование слоговой структуры речи.
4) Развитие фонематического слуха.
Область «социально-коммуникативное развитие»
1) Развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания.
2) Развитие умения выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
3) Воспитание уважительного отношения к окружающим. Формирование умения слушать собеседника, не перебивать без надобности.
4) Формирование умения спокойно отстаивать свое мнение.
Область «познавательное развитие»
1) Ориентировка в пространстве. Развитие умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз);
2) Обучение счету.
Область «физическое развитие»
1) Совершенствование координации руки и глаза;
2) Развитие мелкой моторики рук.
Развитие высших психических функций
Развитие произвольного внимания, памяти, творческого воображения.
III. Методика использования развивающей игрушки/игрового пособия:
В младшем дошкольном возрасте«умные крышечки» можно использовать для: формирования элементарных математических представлений: цвете, размере, количестве, пространстве.
На начальном этапе дети самостоятельно могут строить из крышек любые постройки, раскладывать по цветам, складывать узоры. В совместной деятельностииспользуются различные дидактические игры, например:
«Построй по образцу»
(используются крышечки перевернутые картинками вниз)
Цель: развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять цвет, форму, название овощей и фруктов, счётные навыки.
Задача: собрать фигуру по образцу.
«Подбери картинки»
Цель:закрепление представлений об объектах окружающего мира
Задачи:развитие лексического запаса у детей по различным темам;развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, делать простейшие обобщения; развитие мелкой моторики.
Ход игры:
Педагог просит детей выбрать фишки с картинками на определенную тему и прикрутить их на игровое поле.
Также, для формирования обобщающих понятий можно использовать такие игры как : «что лишнее», «найди пару», «с кем я дружу?»и.т.п.
Для развития ориентации в пространстве можно использовать такие игры как : «посели справа», «что сверху?» и.т.п.
В более старшем возрасте способы действия с игровым пособием расширяются и усложняются.
Используются дидактические игры на развитие пространственного восприятия, например:
«В гости к другу»
Ход игры:
Выкладываются фишки с изображением животных (насекомых и.д.р.) на игровое поле в форме квадрата, прямоугольника (напр. 5-6). Воспитатель говорит детям, что выбранное им животное отправляется в гости к своему «другу» по следующему пути, ( называет путь, напр. 2 клетки вверх, 3-вправо, одна - вниз. ), ребенку нужно определить к какому другу пришло выбранное животное.
Варианты:Воспитатель говорит к кому отправилось животное, задача ребенка рассказать путь движения.
Да-Нет ( по технологии ТРИЗ)
Ход игры:
Фишки с изображением объектов располагают в один ряд. Ведущий (вначале это воспитатель, затем ребенок) загадывает объект. Играющие должны его отгадать, задавая вопросы (с использованием понятий "середина", "справа", "между" и т.п.), а не просто перечисляя объекты. Первый вопрос задается так, чтобы разделить ряд на две приблизительно одинаковые части. Для этого надо определить центральный объект. Это может вызвать у детей затруднения, поэтому начинать работу надо с нечетным количеством объектов.
Пример:На игровом поле в ряд выставлены фишки с изображением игрушек (скакалка, флажок, мячик, кубик, машина, пирамидка, мишка, лошадка, кукла).
Ведущим загадана скакалка.
Первый вопрос играющих относится к объекту, который они выделили как центральный: "Загадана машина?" (Нет.) Следующий вопрос сужает поле поиска до половины ряда: "Это слева от машины?" (Да.)
Дальнейшие вопросы будут касаться только тех изображений, которые находятся слева от машины (скакалка, флажок, мячик, кубик).
Например, играющие задают вопрос: "Это между кубиком и скакалкой?" (И да, и нет.)
Такой ответ покажет детям, что нужно переформулировать вопрос, задать его по частям, сделать конкретней: "Это кубик? (Нет.) Это скакалка?" (Да.)
Варианты усложнения: фишки с изображениями раскладываются в форме прямоугольника (квадрата), используются предлоги- выше, ниже
Игры на развитие речи ( лексического запаса, звуковой культуры речи)
«Да-нетка» (линейная) (Метод контрольных вопросов)
Педагог предлагает детям среди картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да»:
- Задавайте умные, интересные вопросы.
— Это живое? – Да.
— Живет в воде? – Нет.
— Живет на земле? – Да.
— Живет в лесу? – Нет.
— Живет дома? – Да.
— Это мама? – Нет.
— Это мальчик? – Да.
(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика). Это мальчик Вова.
Игра «Да-нетка» (найди клад)(Метод контрольных вопросов)
На игровом поле располагаются фишки с картинками на разные темы, под одну из фишек педагог прячет «клад». Чтобы его найти дети задают педагогу вопросы, касающиеся обобщающих признаков (это съедобное, это фрукты, они зеленые, сладкие и.д.р.)
"Овощи-фрукты"
Материал:фишки с изображением овощей и фруктов.
Задания.
1. Обыгрывание наглядного материала.
- Разложи карточки на две группы. По какому признаку ты это сделал?
- Раздели фишки по цвету (величине, форме).
- Найди все фишки с овощами и фруктами, которые ты когда-либо пробовал. Расскажи, какие они на вкус.
- Разложи фишки на три группы: что едят только сырым; сырым и вареным; только вареным?
- Разложи овощи и фрукты от самого сладкого к самому кислому (от самого светлого к самому темному; от самого мягкого к самому твердому; от самого тобой любимого к самому нелюбимому).
2. Варианты сужения поля поиска.
Работа с признаками, которые упорядочены.
- Это яблоко? (Выбор центрального объекта, деление ряда на две части.)
Этот фрукт (овощ) слаще (кислее), чем яблоко?
Аналогично строится работа на основе другого признака:
- Этот фрукт (овощ) тверже, чем… ?
Работа с признаками, которые не упорядочиваются.
- Это фрукт?
- Его кладут в компот?
- Он растет в наших садах?
- Мы когда-нибудь ели его на полдник?
"Животный мир"
Материал: фишки с изображением представителей разных классов животного мира, игровое поле.
Задания.
1. Обыгрывание наглядного материала.
Животным, изображенным на фишках, дается характеристика по плану: кто это? Место его обитания? Что ты еще о нем знаешь?
Игра "Кто больше ... ", Подобрать слова, относящиеся к характеристике, например белого медведя.
Игра "Наоборот". Ведущий показывает изображение животного и называет какой-либо его признак. Дети находят фишку с изображением животного с противоположным по значению признаком. Например: "Медведь лохматый. (А змея гладкая.} Заяц белый". (А крот черный.)
Игра "Построй ряд". Дети выкладывают карточки в ряд по заданному воспитателем признаку, например от самого крупного до самого мелкого животного; от самого опасного до самого безопасного для человека и т.д.
2. Варианты сужения поля поиска. Работа с признаками, которые упорядочены.
- От самого опасного для человека животного до самого безопасного.
- От самого крупного до самого мелкого.
- От самого пушистого до самого гладкого.
- От самого смелого до самого пугливого.
Работа с признаками, которые не упорядочиваются, - игра в рамках биологической классификации.
- Это домашнее животное?
- Это хищник?
- Это млекопитающее?
- Это животное гладкошерстное?
- Это животное опаснее для человека, чем… ?
«Предложения по цепочке»
Цель:автоматизация определенного звука
Оборудование:фишки с картинками с отрабатываемым звуком.
Ход игры:
Педагог поровну делит фишки между всеми участниками игры. Каждый игрок переворачивает свои фишки вниз картинками.
выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.
«Паровоз»
Цель:автоматизация определенного звука.
Оборудование:фишки с картинками на отрабатываемый звук, картинка паровоза.
Ход игры:
Педагог раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
«Подбери картинки со звуком»
Ход игры:
Ребенку предлагается на игровое поле прикрепить фишки с картинками в названиях которых есть заданный звук.
В старшем возрасте при подготовке к обучению грамоте, используются «фишки» с буквами, для составления слов и звукобуквенного анализа.
Игры на развитие творческого воображения и связной речи (методами ТРИЗ)
"Хорошо- плохо"(Метод контрольных вопросов)
Ход игры:
Перед детьми фишки с предметными картинками: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:
- В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.
- Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.
- А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.
Вопросы к детям:
• Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?
• Что в этом хорошего?
• А что плохого в том, что шарик легкий
"Теремок"
У каждого ребенка –фишки с изображением какого-либо объекта, у педагога- набор карточек с изображением других объектов. Разыгрывается ситуация - в чистом поле стоит теремок (это может быть лист бумаги, лежащий на столе, и т.п.), в котором могут поселиться объекты (предметные картинки). Сначала свою фишку кладет педагог, например: первым в теремке поселился зонтик. Ребенок может поселить свою картинку в теремке только тогда, когда найдет не менее трех сходных признаков между предметом на своей фишке и фишке "хозяина" теремка. Например, у ребенка фишка с вишенкой. Общие признаки - округлая форма, косточка в вишенке и костяная ручка у зонтика, объекты одного цвета и т.д.
Усложнение. В теремке уже поселилось несколько объектов. Назвать сходные признаки объекта, изображенного на фишке у ребенка, с каждым из обитателей теремка.
Игра "Путешествие растений" (рекомендуется с 5 лет)
Цель. Уточнять знания детей об условиях существования растений. Побуждать к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате взаимодействия объекта с окружением.
Ход игры. На горизонтали –фишки с изображением растений (береза, клюква, роза, кактус). На вертикали –фишки с изображением местности (тайга, болото, парк, пустыня).
Задание 1)"Выбери растение, прикрепи фишку в нужную клетку таблицы и расскажи, где оно живет (например, роза растет в парке)".
Задание 2:"Помести фишку с изображением растения в другую клетку таблицы (в необычное место обитания). Расскажи, что или кто поможет ему выжить в этих условиях".
"Давай поменяемся" (рекомендуется с 5 лет)
Цель. Учить детей наделять объект необычным признаком и с достаточной степенью достоверности объяснять его существование в реальной жизни.
Ход игры.Педагог раздает трем-четырем детям фишки с изображением объектов (пчела, шуба, автомобиль и др.).
1) "Выбери признак, типичный для объекта". (Пчелка летающая, шуба согревающая, автомобиль скоростной.)
2) "Подари этот признак другому объекту. (Пчелка - согревающая, шуба - скоростная, автомобиль - летающий). Объясни, что это может значить".
Правило: необычное свойство у объекта может быть в реальной жизни. Например: пчелка согревающая, потому что она дает мед, который согревает заболевшего; шуба скоростная, если ее очень быстро сшить; автомобиль быстро едет по дороге, как будто летит.
Игровое пособие «умные крышечки» можно рекомендовать для использования родителямидома, учитывая широкие возможности для совместного использования и общения родителей с детьми, а также простота изготовленияпособия из подручных материалов. Для родителей можно подготовить информацию с вариантами дидактических игр.
«Умные крышечки» с детьми с ОВЗдополнительно может использоваться в индивидуальной работе для уточнения представлений об окружающем мире, развитии речи, мышления, восприятия, внимания, памяти, развития мелкой моторики. Т.к. пособие яркое, привлекательное, безопасное, многофункциональное, с хорошей полиграфией.
В работе с одаренными детьмиподбираются игры более сложного уровня на развитие творческого воображения, логики, пространственного восприятия.
Дети самостоятельно могут предлагать игры из знакомых, а также самостоятельно придумывать новые, а также самостоятельно использовать игру в свободное время по своему усмотрению.
Таким образом,мы рассчитываем, что постепенно картотека дидактических игр будет пополняться, в том числе и благодаря детской инициативе.
Мы рассчитываем, что данное игровое пособие разовьет в детях коммуникативно-речевые качества, познавательный интерес, творческое мышление и воображение, произвольное внимание и память.
Приложение 1.
Технологическая карта изготовления игрового пособия
«умные крышечки»
I. Изготовление фишек.
1.В электронном виде подбираются картинки по лексическим темам, формируются окружностями примерно 38мм.и распечатываются на листах с липким слоем.
2.Картинки приклеиваются на крышки от бутылок диаметром 38мм.
II. Изготовление игрового поля.
3.Горлышки от бутылок с резьбой срезаются и приклеиваются на клей-пистолетк пластиковой доске, в центр предварительно начерченных клеток (напр. 5х6).
III. Использование фишек и игрового поля.
Фишки используют по необходимости, в зависимости от выбранной лексической темы, цели и задач выбранной дидактической игры, совместно с игровым полем, либо отдельно от него.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2019
Дата обновления: 20.05.2019
Дата публикации: 01.01.2017