ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наш детский сад является пилотной площадкой, апробирующей программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк"

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» (авторы составители: Белькович В.Ю., ГребёнкинаН.В., Кильдышева И.А.) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва.

Программа «Мозаика» включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития —

социально-коммуникативному, познавательному, речевому,

художественно-эстетическому и физическому.

Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного

возраста и направлена, в соответствии с требованиями ФГОС ДО

на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа представляет собой как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.

Таким образом, цельюПрограммы «Мозаика» является:

• расширение возможностей развития личностного потенциала

и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач:

• обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности

ребёнка;

• приобщение детей через соответствующие их индивидуально-

возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;

• развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

• реализация вариативных образовательных программ;

• соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:

• личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;

• полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и

младшими детьми;

• разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и опирающихся на усвоение культурных

средств деятельности в определённом возрасте;

• разработку развивающей предметно-пространственной среды,

обеспечивающей коммуникативную, игровую, познавательную,

речевую, физическую, творческую деятельность детей в соответствии с возрастом;

• возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и видов деятельности.

В соответствии со статьёй 64 (п. 1) Федерального закона «Об

образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29 декабря 2012 г.) Программа направлена также на формирование общей

культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных

качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии.

Принципы и подходы к формированию

и реализации Программы «Мозаика»

Основными принципами к формированию и реализации Программы «Мозаика» являются следующие:

1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3. Реализация Программы в формах, специфических для детей

данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями.

5. Личностно-развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим

миром.

6. Вариативность организации дошкольного образования.

Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-историческогои системно-деятельностного подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.

Культурно-исторический и системно-деятельностный подходыразрабатывались в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова и др. Основоположник культурно-исторического подхода.

Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка существуют как

бы две переплетённые линии. Первая следует путём естественногосозревания, вторая состоит в овладении культурными способамиповедения и мышления. Согласно теории Л.С. Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и языком.Хочу такой сайт

Системно-деятельностный подходвырос из культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Суть этого подхода заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В данной Программе «Мозаика» разработка целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности дошкольников опирается на классические исследования: развития произвольныхдвижений (А.В. Запорожец), свободного действия (В.П. Зинченко), творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной деятельности и теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и способностей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков), индивидуальности и личности (А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций (А.В. Запорожец); связи целенаправленного и произвольного поведения с соответствующими регуляторными формациями сознания (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).

Концептуальную основу Программы составляют идеи:

• антропоцентрического гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах,

М. Шелер, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили);

• теории об амплификации (обогащении) ребёнка средствамиразных «специфически детских видов деятельности» (А.В. Запорожец);

• гуманистической философии (Ш.А. Амонашвили);

• личностно ориентированной педагогики сотрудничества

(И.П. Волков, А.Н. Давидчук, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев,

Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова);

• фундаментального положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);

• реализации социально-личностного подхода к образованию

(В.И. Загвязинский, Т.Н. Доронова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова), формирования социально значимых качеств личности с одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович,

М.И. Лисина, Т.И. Репина, С. Соловейчик).

Планирование и принципы

образовательной деятельности

Планирование составляет одну из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и индивидуально каждого ребёнка.

Планирование должно предусматривать альтернативные виды деятельности, так как детально спланировать весь педагогическийпроцесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления (внезапное изменение погоды, интерес ребёнка к объекту и т.п.) вносят свои коррективы в деятельность.

Основу планирования составляют комплексные образовательные задачина определённый промежуток времени (в соответствии с примерным комплексно-тематическим планированием — на неделю). Образовательные задачи объединяют проектирование предметно-развивающей среды и разработку содержания деятельности и общения педагога с детьми и их родителями.

Принцип последовательности.В основе — отход от формального параллельного планирования с большими временными затратамина написание планов к последовательному планированию образовательной деятельности с детьми (неделя — временной период планирования):

• формулируются образовательные задачи (специфические) на

этот период, решение которых предполагается в ходе совместной

деятельности, во время режимных моментов, ситуациях повседневного общения с детьми:

• подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;

• вводятся новые слова в активный словарный запас;

• создаётся развивающая предметно-пространственная среда.

Принцип интеграции.В основе — установление системных связеймежду образовательными задачами разных образовательных областей через их дополнение и взаимное обогащение. Например, освоение пространственных представлений, знакомство с математическими понятиями формируется в конструировании, формировании элементарных математических представлений, на занятиях музыкой и физической культурой.

При построении образовательного процесса, подчиняющегосяпринципу интеграции, образовательные задачи также интегрируются и способствуют комплексному развитию ребёнка.

Разные виды деятельности при планировании становятся инициирующим началом интеграции. Например, чтение рассказа о природе может активизировать исследовательскую деятельность детей в ближайшем природном окружении, передачу образов животных в лепке или рисовании, разыгрывание сюжетов рассказа в свободной сюжетной игре.

Представления детей о театре, обобщённые в познавательнойдеятельности, могут найти отражение в детских рисунках, сочинении рассказов, конструировании театральной сцены, изготовлении афиши на занятии по аппликации и завершиться проведением театральной постановки, досуга.

Комплексно-тематический принцип.В основе выбор определённой темы в соответствии с интересами и возможностями детей. Событийная организация образовательной деятельностив условиях комплексно-тематического планирования расширяетмногочисленные возможности для детской практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Каждая тема предполагает вариативный подход к выбору форм,

методов, видов деятельности, их количество может быть уменьшено или увеличено с учётом заинтересованности детей. Для реализации содержания программы рекомендуется внедрять в педагогическую практику следующие формы образовательной деятельности:экскурсии, исследования и опыты, наблюдения с комментариямипроисходящего и обсуждениями, путешествия по природно-климатическим зонам нашего края; театрализованные игры, игры-драматизации, игры-импровизации; творческие мастерские; фольклорные игры, фестивали народного творчества; календарно-обрядовые праздники; создание коллективных продуктов, музыкально-литературные гостиные для детей и родителей; тематические развлечения, спортивные праздники, соревнования и др.

Освоение детьми определённого содержания может завершаться

организацией того или иного события-праздника, соревнования,

досуга, выставки, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи.

Освоение тематического содержания программы начинается с «погружения» ребёнка в мир образов природы, предметов, явленийокружающего мира.

В дошкольном возрасте целью интегрированных занятий является информационно-образное и сенсорное насыщение ребёнка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира и выражение себя в разных видах деятельности.

Интегрированный подход исходит из природы детского возраста,

когда мир воспринимается нерасчленённым на части, как единое

целое, освоение которого ребёнок начинает от своего «Я», когда закладываются основы социального опыта и духовно-нравственного развития личности.

Планирование и организация работы с детьми дошкольноговозраста осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.

Модель состоит из четырёх структурных единиц:

• увидеть(наблюдение за миром);

• услышать(звуки окружения);

• обыграть(телом, умом, лицом — пантомима, пластика);

• создать(самостоятельная деятельность).

Данная модель поможет воспитателю систематизировать тематическое планирование по программе и выстраивать работу с детьми в логической последовательности.

сертификат мозаика пилот.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа Mozaika.pdf (скачать) (посмотреть)

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».